Найти
03.08.2017 / 12:0122РусŁacБел

Из курса истории за 11-й класс исчезли государственная символика БССР и парламентская оппозиция

Министерство образования Беларуси утвердило новые учебные программы для средней школы. Насколько существенные изменения претерпели эти документы?

Министр образования Игорь Карпенко. Фото Сергея Гудилина.

«Наша Нива» сравнила программу по истории Беларуси для 11 класса за минувший и будущий учебные годы. Уточним, что предмет преподается один раз в неделю, всего 35 часов.

Итак, какие подтемы не будут акцентироваться в учебниках?

Мы насчитали всего пять подтем, которые были исключены из программы.

Из общественно-политической жизни БССР исчезли «Отношения власти к гражданам, подвергшимся репатриации», а также «Государственная символика БССР».

В разделе, посвященном суверенному государству, не будет акцентироваться внимание на «Приватизации начале 1990-х». Школьники также не будут изучать «Хозяйственных деятелей — Героев Беларуси» и «Деятелей науки и культуры».

Кроме того, в обзорной теме о послевоенной белорусской литературе перечислены конкретные писатели, которых следует вспомнить: Якуб Колас, Янка Брыль, Михась Лыньков, Иван Мележ, Иван Шемякин, а также поэты Петрусь Бровка, Максим Танк, Аркадий Кулешов.

В другом параграфе должны быть названы Иван Шамякин, Василь Быков, Иван Науменко и Алесь Адамович.

Ранее перечень писательских имен не регламентировался.

Наконец, в конце каждого раздела приводится список основных понятий. Были исключены «волюнтаризм», «коммунизм», а также парламентская оппозиция времен Перестройки.

Эти изменения затрагивают 1—2% от общего объема программы. Все прежние формулировки остались неизменными.

Новые программы на 2017/2018 учебный год опубликованы на сайте adu.by.

* * *

Школьная программа по истории Беларуси за 11 класс

(35 ч, из них 5 ч — резервное время)

Материал, отмеченный в программе курсивом, имеет ознакомительный для учащихся характер и предназначен для формирования у них общих представлений о содержании изучаемых событий и процессов.

Следует учесть, что резервное время может быть использовано для проведения уроков контроля сформированности знаний и умений по каждому из разделов программы или для предэкзаменационного повторения.

Программа предусматривает усвоение на уроках «Наш край» местного материала, что позволит учесть особенности исторического развития своего региона, в том числе с помощью историко-документальной хроники городов и районов Беларуси «Памяць».

Раздел I. БССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-х — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-х гг. (6 ч)

Преодоление последствий войны. Выход на новый уровень развития (1 ч).Людские и материальные потери Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Материальное положение населения в первые послевоенные годы. Послевоенное восстановление. Развитие промышленности и транспорта в годы четвертой пятилетки. Трудовой подвиг белорусского народа. Курс на опережающий рост тяжелой промышленности в годы пятой пятилетки. Меры по восстановлению сельского хозяйства.

Общественно-политическая жизнь в БССР (1 ч). Особенности общественно-политической жизни. Место Коммунистической партии Беларуси в общественно-политической системе. Роль Советов депутатов трудящихся, профсоюзов, комсомола в общественно-политической жизни республики. П. К. Пономаренко, В. И. Козлов. Взаимоотношения государства и религиозных конфессий. Внешнеполитическая деятельность уроженца Беларуси А. А. Громыко.

Возрождение и развитие образования и науки в БССР в после­воен­ный период (1 ч). Восстановление общеобразовательной школы. Высшее и среднее специальное образование Беларуси в первые послевоенные годы. Возрождение и выход белорусской науки на новые рубежи. В. Ф. Куп­ревич.

Литература и искусство (1 ч). Развитие литературы. Отображение темы Великой Отечественной войны и освещение мирной жизни Беларуси в послевоенные годы в произведениях белорусских прозаиков и поэтов. Я. Колас, Я. Брыль, М. Лыньков, И. Мележ, И. Шамякин. Творчество П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова. Театр. Музыкальная жизнь. Изобразительное искусство.

Наш край (1 ч)

Обобщение по разделу I (1 ч)

Основные понятия: послевоенное восстановление, репатриация, принцип партийности.

Раздел II. БССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-х — 1980-е гг.(11 ч)

Общественно-политическая жизнь во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг. (1 ч). Изменения в общественно-политической жизни. Начало процесса реабилитации жертв политических репрессий. Руководящая роль коммунистической партии. Принятие курса на строительство коммунистического общества. К. Т. Мазуров. Роль Советов депутатов трудящихся, комсомола, профсоюзов в общественно-политической жизни республики.

Социально-экономическое развитие во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х гг. (1 ч). Формирование промышленного комплекса в БССР. Развитие машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности. Итоги развития сельского хозяйства республики. К. П. Орловский. Появление новых городов и жилищное строительство. Условия жизни сельского и городского населения.

Общественно-политическое положение во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. (1 ч). Дальнейшее закрепление руководящей и направляющей роли коммунистической партии в жизни общества. Принятие концепции «развитого социализма». П. М. Машеров. Участие населения БССР в общественно-политической жизни.

Социально-экономическое положение во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. (1 ч). Основные принципы экономической реформы 1965 г.Промышленное развитие республики во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Процесс урбанизации. Сельское хозяйство: мелиорация и химизация, строительство крупных животноводческих комплексов. Замедление темпов роста экономики и социальной сферы в первой половине 1980-х гг. Уровень благосостояния населения.

БССР во времена осуществления политики перестройки (2 ч). Реформирование советской общественно-политической системы. Выборы народных депутатов в Верховный Совет БССР и местные советы на альтернативной основе. Формирование многопартийности. Реализация курса на ускорение социально-экономического развития. Чернобыльская катастрофа и ее последствия для населения и хозяйства Беларуси. Ухудшение положения в промышленности и сельском хозяйстве. Изменения в благосостоянии народа.

Развитие образования и науки (1 ч). Реформа общеобразовательной школы и переход к обязательному 8-летнему обучению. Введение всеобщего среднего образования. Расширение системы профессионально-технического образования. Развитие высшего и среднего специального образования. Достижения ученых Беларуси. Участие белорусов в освоении космического пространства. Вклад ученых — уроженцев Беларуси в развитие военно-промышленного комплекса СССР. Достижения белорусских советских спортсменов.

Литература (1 ч). Условия развития белорусской литературы. Тема Великой Отечественной войны в произведениях белорусских советских писателей. Отражение жизненных судеб белорусов. Воплощение исторической тематики. И. Шамякин,

В. Быков, И. Науменко, А. Адамович.

Изобразительное, театральное, музыкальное искусство (1 ч). Отражение культурно-исторического наследия Беларуси в белорусском искусстве. Театр. Музыкальное искусство. Живопись. Скульптура. Кино.

Наш край (1 ч)

Обобщение по разделу II (1 ч)

Основные понятия: реабилитация, «развитой социализм», урбанизация, мелиорация, хозяйственный расчет, военно-промышленный комплекс, дефицит, экстенсивный и интенсивный пути развития экономики, инфляция, перестройка, гласность, выборы на альтернативной основе.

Раздел III. СТАНОВЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (12 ч)

Становление государственного суверенитета (2 ч). Декларация о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г. и придание ей статуса конституционного закона. Беловежское соглашение. Создание СНГ. Принятие Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 г. и введение должности Президента Республики Беларусь. Первый Президент Республики Беларусь — А. Г. Лукашенко. Республиканский референдум 14 мая 1995 г. и его результаты. Государственная символика Республики Беларусь.

Общественно-политическая жизнь во второй половине

1990-х гг. — начале XXІ в.

(2 ч). Укрепление политической системы в Республике Беларусь. Республиканский референдум 24 ноября 1996 г. и его результаты. Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на референдуме. Выборы Президента Республики Беларусь 2001 г. Республиканский референдум 17 октября 2004 г. и его результаты. Выборы Президента Республики Беларусь 2006, 2010, 2015 гг. Основы идеологии белорусского государства. Политические партии и общественные объединения. Взаимоотношения государства и религиозных конфессий.

Социально-экономическое развитие (2 ч). Экономическое положение Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг. Поиск путей перехода к рыночной системе экономических отношений. Разработка белорусской модели социально-экономического развития и ее современные характеристики. Цели и средства реализации социально ориентированной экономики. Роль всебелорусских народных собраний в определении приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь. Изменения в благосостоянии населения. Государственная молодежная политика.

Внешняя политика Республики Беларусь (2 ч). Формирование и приоритеты внешнеполитического курса Республики Беларусь. Деятельность Беларуси в ООН. Укрепление связей со странами СНГ. Развитие взаимоотношений между Беларусью и Россией. Союзное государство Беларуси и России. Многовекторность внешней политики Республики Беларусь. Взаимоотношения Беларуси со странами Европейского Союза. Евразийский экономический союз.Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

Развитие образования, науки и культуры (2 ч). Оформление государственного статуса белорусского и русского языков. Обеспечение единства правописных норм белорусского языка. Становление и развитие национальной системы образования. Реформа общеобразовательной школы. Роль профессионально-технического и среднего специального образования. Современная система высшего образования. Развитие белорусской науки. Уроженцы Беларуси, граждане Республики Беларусь — нобелевские лауреаты. Развитие ИТ-отрасли. Новый этап в развитии белорусской литературы. Изобразительное искусство. Театральная и музыкальная жизнь. Отражение в искусстве исторической памяти о прошлом белорусского народа. Восстановление памятников архитектуры. Достижения спортсменов Республики Беларусь.

Наш край (1 ч)

Обобщение по разделу III (1 ч)

Основные понятия: государственный суверенитет, референдум, Республика Беларусь, Беловежское соглашение, Содружество Независимых Государств (СНГ), унитарное государство, правовое государство, Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Совет Министров Республики Беларусь, идеология белорусского государства, социально ориентированная экономика, интеграция, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Организация Договора о коллективной безопасности, Союзное государство Беларуси и России.

Итоговое обобщение (1 ч)

Предэкзаменационное повторение (5 ч за счет резервного времени)

Бронислав Юревич

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031