Найти
11.05.2017 / 09:4080РусŁacБел

Он облил краской бюст Ленина: «Партизанщина у белорусов в крови, и это не остановить»

Житель деревни Малеч Березовского района Виталий Шилинец после жестоких задержаний в День Воли выразил свое возмущение, облив краской памятник Ленину. Этот протест вылился во флешмоб, который прокатился по всей Беларуси, а пик пришелся на день рождения Ильича: Ленина «выкрасили» в Браславе, Могилеве, Бресте. Только в Малече «художника» нашли и наказали. Он попался на глаза участковому, не вымыв рук от краски.

Чем руководствовался Виталий, когда решился на такой поступок, и изменилось ли отношение односельчан к нему — мы выясняли на месте.

Виталий Шилинец

В Малече в Березовском районе, не утихает празднование майских праздников. За победу выпивают перед магазином и за ним. Говорят, что в селах секрет не секрет, а местные новости разлетаются со скоростью ветра. Однако вот вам доказательство обратного: мужики, которые смешивают водку и белаколу, даже и не слышали, что с Лениным было что-то не так. Но обещают, что если узнают, кто это сделал, «набить ему морду».

Местный колорит

Малеч — известное село. Когда-то оно было городом, единственным на территории нынешнего Березовского района Брестской области, получившим магдебургское право. Эти земли пережили не один крестьянский бунт. В советские времена село застраивали с размахом: уютные парки, свой дом культуры, сельсовет. Сейчас все некогда шикарные здания выглядят унылыми и обшарпанными. Местные жители надеются, что ситуацию как-то исправят районные дожинки, запланированные на этот год. Однако бывших предприятий, где варили пиво и выпускали чипсы сельскохозяйственный праздник не вернет.

Мы встречаемся с Виталием как раз возле места «Х»: Ленина хоть и отмыли, но краска попалась качественная, поэтому отдельные пятна на бюсте остались (выглядит так, будто вождь революции болеет краснухой).

«Красную краску я не нашел, под руки попалась цвета железный сурик еще времен БССР. После того, как облил памятник, пошел смотреть футбол в бар «Славянка», заодно руки там отмыть. И представьте себе, сразу столкнулся там с участковым, которого до сих пор не видел в лицо лет семь. Просто-таки магия! Сначала я пытался отнекиваться, говорить, что испачкался краской в туалете, но уже было бессмысленно», — вспоминает подробности того дня Виталий.

В суде он настаивал, что к Ленину у него личная неприязнь, что это — преступник и убийца, поэтому памятники, посвященные этой личности — абсурд и т.д. Но, по мнению Виталия, в суде работает немало ленинцев, поэтому нет ничего удивительного в том, что сначала его требовали наказать даже более жестко: двумя годами исправительных работ с отчислением 25% из зарплаты.

Общественная позиция Виталия сформировалась еще в школе, после 25 марта, Дня воли, сдерживать себя он уже не мог. По образованию Шилинец — историк-религиовед, который после окончания Брестского государственного университета имени Пушкина отработал два года в белорусскоязычной деревенской школе. Теперь мужчина ездит работать в Пружанский район на предприятие «Эко-битум». Денег получает немного — всего 200 рублей в месяц, поэтому сильно не переживает насчет отчисления в течение года 15% из этой суммы.

«Планирую бросить курить, как раз такая сумма обычно уходит на сигареты», — ищет выход Шилинец.

Не столь позитивно на ситуацию смотрят жена Виталия и его мать. Первая работает художественным руководителем Малечского дома культуры, сейчас находится в декретном отпуске со второй дочерью. «Мать и жена, конечно, переживают за меня, просят успокоиться. А отец — наоборот, поддержал. Он у меня человек с демократическими взглядами, все время выписывает оппозиционную прессу». Несмотря на приговор, Виталий от своих взглядов отрекаться не намерен: «Мне не 16 лет, чтобы меня чем-то напугать».

Среди негативных комментариев в адрес односельчанина можно было услышать и слова одобрения: «Народ здесь неглупый, в Малече даже некоторое время существовала своя альтернативная газета «Крыніца», которую зачитывали до дыр и передавали из рук в руки. Если не я, то однажды нашего Ленина покрасит кто-нибудь другой. Потому что, если нельзя выражать свою общественную позицию открыто, партизанщина — это единственный вариант. Подпольная деятельность у белорусов в крови».

Сначала Виталий хотел обжаловать вынесенный ему приговор, но теперь думает, что в этом нет смысла. В том, что приговор абсурден, он, естественно, убежден по сей день.

«Меня давно подбивают уехать отсюда, я мог бы получить карту поляка ту же, но не хочу. Максимум — соглашусь выехать на заработки за границу, чтобы детей прокормить. Как бы то ни было, это моя земля, отсюда мои предки, и я считаю себя литвином».

Катерина Карпицкая, фото автора

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера