Найти
25.08.2016 / 09:4112РусŁacБел

Алиса Бизяева про «Озеро радости»: Почему у Яси все так плохо складывается?

Постоянно думаю, почему у Яси, главной героини нового романа Виктора Мартиновича «Озеро радости», все так плохо складывается? Почему ее выплюнула сначала семья, потом общество и страна, своя и чужая? Неужели без такой доведенной до абсурда драмы не получилось бы у автора хорошего произведения? И вспоминаю, что герои остальных четырех романов такие же беспросветно одинокие и обреченные на неудачу.

Фото vk.me

Начиная от «Паранойи», Виктор Мартинович помещает арену действия на последнем кругу ада, чтобы оттуда, как из колодца, героям было видно главное — Млечный Путь, Орион и Луну, чтобы свобода измерялась «пощипыванием мороза в носу», а счастье — «возможностью идти в любую сторону, на свой вкус».

Видимо, отрицательный опыт, страдания и потери имеют большее значение не только для того, чтобы выстраивать привлекательную сюжетную стратегию, но в общем для развития личности, для того, чтобы понять нечто важное и что-то по-настоящему почувствовать.

Автор хочет затянуть нас в придуманный им апокалипсис — до ужаса познавательный — и напоминает нам, что жизнь — это не рассуждения и не слоеные пирожные с масляным кремом в уютном кафе на проспекте. Если она поворачивается к тебе своей темной стороной, то превращается в полный преодоления и испытаний Путь.

Действие «Озера радости» происходит в четырех совершенно по-разному литературно окрашенных локациях: лицемерный Минск с досадной мачехой, с «всесторонним» факультетом журналистики и гротескным БТ; сказочные Малмыги с библиотекой и музеем — вещами в себе, с великолепным деревом желаний и жителями, которые существуют в особом языческо-советском времени; холодная чужая Москва с индустрией выработки душевного тепла, которая, как ни странно, оказывается для Яси самой дружелюбной; а также интеллектуально-чистенький Вильнюс, который не согласен бесплатно спасать человека, который умирает, и отталкивает нашу героиню.

«Минский» эпизод на Белорусском телевидении со своим «простым» эфиром в записи продолжает саркастический мотив, начатый в «Мове». Похожим репортажным блокбастеровским образом с захватом людей закончится одна из сюжетных линий. Притягательная студенческой романтикой вильнюсская история олицетворяет собой другую, женскую, часть вильнюсских страниц «Холодного рая». Но мне больше всего близки мытарства Яси в Малмыгах, которые перекликаются с начавшимся в «Сфагнуме» эзотерическим мотивом, и добавляют еще один весомый камешек в стену новой белорусской мифологии. В тексте есть длиннющая цитата какого-то профессора Куропатошкина, который, ссылаясь на Яна Борщевского, изучает культ Спящей Княжны, Царицы Небесной и Земной.

Литературный археолог Мартинович каждый раз находит трогательную историю-жемчужину и с помощью гипертекста и «искусственно научного» подхода делает свои находки правдоподобными, создавая впечатление, что все серьезно и на самом деле. Честно говоря, хочется верить в созданный миф и не разочаровываться в нем никогда, мол, Let it Be.

Благодаря своей двуязычности и трогательному сюжету, книга имеет шанс преодолеть узкий читательский круг тактично столичных интеллектуалов, и тогда может сложиться так, что во время путешествия автора в какие-нибудь Малмыги, девушки забросают его гнилыми помидорами, возмутившись по поводу того, что в романе все образы живых реальных женщин вырисованы с каким-то презрением.

По мнению автора, архетипной мачехи-монстра в качестве отрицательного гротескного персонажа в книге недостаточно. Малмыжския знакомые Яси — безнадежно отсталые и комические любительницы желтого журнала «Жизнь». Библиотекарь Алиса, которая мечтала открыть салон красоты в Могилеве, забеременела от деревенского «крепенького огурца» и осталась в Малмыгах, видимо, навсегда. (Мы узнаем, что из Малмыг многие хотят убежать, но далеко не всякому это удается). Соседка Валька не видит себе лучшей судьбы, чем выйти замуж за какого-нибудь председателя райисполкома. Самой интеллектуальной героиней Малмыг оказывается «полноватая женщина, которая сорок лет назад могла быть отличницей, двадцать лет назад — чиновницей, а теперь устала выполнять роли и превратилась в ту, кем хотела стать всегда — просто в бабушку». Ни в чем не виноватому директору итальянского ресторана автор приписывает псориаз и статус «нервной блондинки». Он не оставляет никакого шанса на «спасение» коллегам Янины по клубному цеху в Москве — гротескные героини обратной стороны московского гламура обречены на извращенное неискреннее существование. Даже главная героиня, которую автор настойчиво называет коротконогой, уверена в своей непривлекательности. (Забавно, что российские издатели и рецензенты сравнивают Ясю со Скарлетт О’Хара. Мне она больше напоминает девочку со спичками Андерсена).

Мужские роли в романе написаны более колоритно и со знанием дела. Некоторым розданы многословные высоколитературныя реплики. Московский модельер Рустем, увлекающийся каминами, и университетский профессор Даниэль Брюль, который глубоко переживает свои романы, разговаривают как по писаному.

Интересно, как складывается история с психологической точки зрения. Как детская травма брошенной дочери отражается на опыте всей ее жизни. У девушки нет ни семьи, ни друзей, ни любимых. Ее жизнь — это дорога, и поэтому все, с кем она взаимодействует — скорее спутники, которые оставляют Ясе каплю своего жизненного опыта и надежду на то, что Царица Небесная и Земная, которая жалеет всех, кого некому жалеть, и Озеро радости существуют. Вера в эту сказку дает ей возможность делать следующий шаг по болезненной и полной непреодолимых трудностей, абсурдной и враждебной жизни.

Если присмотреться, путь Яси к радости не такой уж и мрачный. В нем немало жестоких событий и побоев судьбы, которые героиня, которая привыкла не ждать от жизни ничего хорошего, мужественно терпит, парируя короткими и неожиданно острыми, лишенными всякой романтики репликами — внутренний монолог девушки сильно отличается от того, что она говорит. Но взамен она получает опыт путешественника, встречи с «философами» и «бодхисатвами» различных измерений. И, если присмотреться, жизнь Яси хоть и не проста, но довольно ярка и насыщенна. Чего не скажешь о тех товарищах, у которых все якобы нормально и более-менее обустроено. Они не вызывают ничего, кроме чувства грусти и даже отвращения. Их судьба пресна и определена, они вынуждают нас зевать и быстрее переворачивать страницы.

И все же мы постоянно надеемся на чудо. Возможно, эмиграция? Возможно, любовь? Или спасение материнством, личное перерождение во время рождения ребенка от любимого человека, от единой светлой истории, больше похожей на мечту, в этой глубоко трагической и беспросветной биографии… Но снова нет. Все против того, чтобы Ясе было просто хорошо. Она остается инопланетянкой, лунной девочкой до конца.

Но, кто знает, может быть, благодаря этой гипертрофированной катастрофе, многие из нас почувствуют катарсис. Наверное, Яся и сейчас бродит где-то среди нас, будто тень. Узнайте ее и подарите немного тепла своей улыбки.

P.S. Написав все это, я снова берусь за книгу, листаю, вспоминая интересные подробности, попадая на бесчисленные синхронизации и открытия, понимая, что о главном я не написала, что самое интересное не обозначила и не подчеркнула. Невозможно рассказать историю этой книги на двух страницах, и это хорошо, потому что автор написал триста и позаботился о переводе, чтобы как можно больше людей узнали о том, что

жизнь — это не слоеный тортик в кафе на проспекте, жизнь — это путешествие на Озеро радости, в существование которого нам всем хотелось бы верить.

Алиса Бизяева, bookster.by

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031