Найти
18.09.2017 / 10:5688РусŁacБел

Мнение: Беларуси нужен не Статкевич, а Навальный

Пишет Влад Шведович.

Акция Николая Статкевича 8 сентября прошла по стандартной схеме: 300 человек выкрикивали «Жыве Беларусь», пели «Магутны Божа». Статкевич делает что может. Многие считают: это неэффективно. Другие возражают: хоть так. А что же делают другие?

Акция протеста против учений «Запад-2017» в Минске.

Когда вы последний раз слышали о деятельности белорусских независимых политиков? Сможете вспомнить новость о Короткевич или Лебедько за последние несколько месяцев? Не заглядывая в фейсбук, припомните, чем занимаются Янукевич, Дмитриев?

А где, кстати, Виталий Рымашевский? Между прочим, человек баллотировался в президенты. Где он сегодня? Чем живет? Уехал в Тибет? Работает завсклада в столичном «Евроопте» на Денисовской? Где человек, который называет себя политиком?

Да, можно ссылаться на то, что ведется значительная, но незаметная для масс работа — например, встречи с зарубежными политиками. Вот недавно Губаревич и Лебедько встречались с депутатами Европарламента. Хорошо, наверное, но важно, чтобы тебя знали не только португальский министр или британский посол, а еще и бобруйский слесарь или механизатор из-под Вилейки.

Можно ссылаться на информационную блокаду, если бы не отличный пример под боком.

В России Алексей Навальный действует абсолютно в тех же условиях, что и белорусская оппозиция. Да, к нему много вопросов, но разговор сейчас не о мнениях или программе развития страны, а о коммуникации с людьми. А это у Навального отлично получается.

Ранее среди белорусского оппозиции была распространена мантра — «нас не пускают на телевидение, поэтому нас и не знает простой народ». Но сегодня, когда аккаунт в соцсетях не имеет разве что младенец, это звучит нелепо.

Навального так же, как и белорусских оппозиционеров, не пускают на телевидение. Но отлученный от медиа навальновский Фонд борьбы с коррупцией сам становится медиа, причем довольно качественным. Публикует расследования и ток-шоу, ведет онлайн-трансляции.

На российских майских митингах против коррупции в этом году впервые заметили значительное количество школьников. Это 15-16 летние подростки, фактически первое поколение, которое действительно живет в сети.

Пятиклассник на митинге против коррупции в Томске.

Они вышли на улицы — и основной причиной они называли именно расследования Навального про Дмитрия Медведева. Проще говоря, людей вывел на улицы ролик на Ютубе. Да, казалось бы, 15-летние школьники, которые смотрят тупых блогеров и тупые рэп-батлы, совсем не та аудитория, на которую следует ориентироваться политику. Но, видите, и они имеют право голоса на улице, а за два-три года получат и право голосовать на выборах.

Несколько качественных материалов принесли больше пользы, чем сборы подписей и круглые столы.

Ответ, скорее всего, будет примерно таким: «Нет денег».

Да, ФБК собирает большие деньги на свои материалы. Но Навальный начинал не с дорогих и затратных расследований, а с претензий к госкомпаниям, чьи акции он приобретал как миноритарий, и, соответственно, мог как акционер требовать дополнительной информации о деятельности и решениях руководства. И да, это срабатывало — хотя бы тем, что привлекало внимание к самому Навального.

Да что там говорить о расследовании. Вообще складывается впечатление, что белорусская оппозиция не столько жаждет внимания и узнаваемости, сколько бежит от нее.

За примером далеко ходить не надо. Экс-кандидат Татьяна Короткевич считается (во всяком случае раньше считалась) директором социального учреждения «Семейная площадка». Сама Короткевич говорила, что «Семейная площадка» оказывает помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Хорошо, поверим, что это учреждение состоит не только из двух слов и трех бумаг.

Но чем конкретно оно занимается? Где оно находится? Как к ней придут те «люди, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации», если «Семейная площадка» никогда не имела ни сайта, ни даже группы в соцсетях? (Прошу извинить, если имела, но никто не знал.)

Что может быть лучше для политика, чем трогательные истории тех, кому он или его учреждение помогло? Благодарности от таких людей — это, во-первых, полезно для публичной персоны, а во-вторых — это бесплатно.

Дайте информацию в «Нашу Ниву» с ее стотысячной аудиторией, дайте в проект «Имена», состоящий именно из трогательных историй про непростую судьбу. Налаживайте сотрудничество.

Но нет, зачем? Тишина. Вы вообще слышали хотя бы о ком-то, которому помогла «Семейная площадка»? Встречали такого?

Даже перед выборами, когда Короткевич внезапно втолкнули в медиа и ее знали полтора человека, тема деятельности фонда никак не поднималась и на этом не акцентировалось внимание, а скорее наоборот.

По словам одного из членов «Говори правду», год тому назад фонд состоял всего из двух человек. Это сама Татьяна Короткевич и бухгалтер. И всё. Еще будто бы существовали какие-то мифические волонтеры, но чего бы то ни было конкретного об этих волонтерах тоже никто никогда не слышал.

Отметим еще один важный момент. Навальный пролез даже в мемы — веселые картинки, которые сегодня фактически заменяют анекдоты. «Утром в газете — вечером в куплете» — именно по такой системе и работают мемы, реагируя на медиагероев и «повестку дня».

И Навальный — их постоянный персонаж. Засветился на фото в не самой лучшей физической форме — получил немного обидную, но нежную кличку «Сисян». Выкатил расследования — вот вам целый ряд фотожаб, на которых Путин и Медведев стонут «Блэд, Нэвэльный!». Причем, это не жирный троллинг кремлевских ботов, а ирония и шутки тех, кто одинаково подшучивает как над действующей российской властью, так и над оппозицией. И это абсолютно нормальный удел любого известного персонажа. Если сегодня о тебе создают мемы — это и есть настоящая народная слава.

И о белорусских оппозиционерах, конечно, можно придумать пару-тройку хороших шуток. Когда-то мелькало, кажется, смешная фраза, что главное достижение Дмитриева — Татьяна Короткевич, а главное достижение Короткевич — чайный гриб. Но теперь и такого нет. Причина одна и очень простая — в повседневной жизни белоруса они никак не присутствуют. Да и белорус и не имеет привычки за кем бы то ни было из политиков следить — ведь все равно на следующих президентских выборах оппозиционеры достанут из кармана нового одноразового ноунейма и скажут: хороший же человек, проголосуйте, пожалуйста, ну если не персонально за него, то хотя бы против Лукашенко.

Поэтому мы и имеем то, что имеем. Для потенциального избирателя «Говори правду!» молчит, Движение «За Свободу» стоит на месте, «Дзея» бездействует.

Таким образом, сознательно или нет, белорусские оппозиционеры фактически поступают по завету модного российского баттл-героя МС Гнойного. Идут вопреки здравому смыслу, создавая какую-то свою реальность, не столько даже декларативную, сколько уже декоративную. Не политика, а сплошной антихайп.

«Риал ток. Think about it», — сказал бы на это сам классик.

Влад Шведович

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031