Найти
27.02.2024 / 15:401РусŁacБел

Вши, блохи, тараканы, крысы. Кто живет в белорусских тюрьмах вместе с заключенными

В центре Европы, в стране с развитой медициной люди, которые даже еще не осуждены, страдают от антисанитарии и укусов вшей и клопов. Радыё Свабода рассказывает, что происходит в учреждениях белорусской пенитенциарной системы.

«Мы проверяли головы и вычесывали вшей и гнид»

Осенью 2020 года широко разошлась информация о том, что после отбытия административных арестов в Центре изоляции правонарушений (ЦИП) и изоляторе временного содержания (ИВС) на Окрестина бывшие арестанты рассказывали об унизительных условиях пребывания в этих учреждениях.

Резонанс получила история Ольги Хижинковой, «мисс Беларусь — 2008», которую задержали за участие в акциях протеста. Ольга находилась в ЦИПе более 40 дней, к ней в камеру постоянно подселяли женщин со вшами. Журналистка портала Tut.by Александра Квиткевич, отсидевшая с Хижинковой 15 дней, рассказывала о издевательствах над Ольгой, которой не передавали шампуней против паразитов. При освобождении ей отдали аж 5 флаконов, которые постоянно передавал Ольге муж.

14 декабря 2020 года правозащитники потребовали провести прокурорскую проверку по фактам пыток Ольги Хижинковой и привлечь виновных к ответственности. Среди перечисленных ими фактов были неоказание медицинской помощи, холод в камере, подсаживание в камеру бездомных с паразитами, исчезновение из передачи шампуня против вшей. Ответа правозащитники не получили.

«В знаменитой 15-й камере ЦИП, рассчитанной на двух человек, нас постоянно было 8-10. И обязательно к нам подсаживали пару-тройку бомжих — легендарную Аллу Ильиничну, бывшую уголовницу Любу и еще одну женщину, которую ласково называли «Вишенкой».

Вонь от них стояла невыносимая. На их головах вши и гниды висели гроздьями. Мы туго заплетали свои волосы в косы, пытались дистанцироваться от этих женщин, но при такой скученности трудно было уберечься.

Сначала меня трясло, чесалось все тело на нервной почве. А потом я взяла себя в руки и вместе с еще двумя девушками мы проверяли все головы в камере и вычесывали этих вшей и гнид. А у Любы еще были платяные вши… Сколько мы не просили забрать ее вещи на прожарку, этого никто не делал», — вспоминает бывшая заключенная Юля, которая находилась в ЦИП и СИЗО весной и летом 2022 года.

В Гомельской женской колонии № 4 была проблема с платяными вшами, вспоминает бывшая заключенная Анна Вишняк.

«Они поселялись в одежде, в постельном белье, а потом впивались в кожу. Я постоянно чесалась и не могла понять, от чего. Пока случайно, читая в очках, реально не увидела их.

Очень неприятные впечатления. Пыталась прижигать кипятильником швы свитера, другой одежды, чтобы уничтожить паразитов.

Раз в год якобы все вещи, матрасы должны были забирать на так называемую «прожарку», но за 2 года моей отсидки этого ни разу не было», — говорит Анна.

«Клопы ползали по стенам, по потолку»

О клопах в ИВС Пинска, Ленинского района Бреста, других изоляторах в регионах много писали еще летом-осенью 2020 года. А вот на Окрестина тогда этих кровососов еще не было. Появились они, по словам тогдашних сидельцев, осенью 2021 года. Кто и как их туда занес, неизвестно. Но сейчас они есть и в ИВС, и в ЦИП.

«В ИВС политическим не выдают матрасов. В камерах деревянный рассохшийся пол с большими щелями и дощатые шконки, покрашенные в синий цвет. Возможно, до нас там были люди с матрасами и бельем. Но эти мерзкие насекомые, видимо, прятались в щелях. Спать было невыносимо! Клопы ползали по стенам, по полу, по потолку — и пикировали на нас сверху. Мы бумагой их душили, а они были с кровью. Зрелище не для людей со слабыми нервами. Реакция на укусы была разная. У меня были просто красные точки на месте укусов. А две девушки были такие опухшие, просто ужас! Видимо, у них такая аллергическая реакция организма была на укусы.

Когда мы взбунтовались, пришел продольный с пульверизатором и издевательски попшикал им по стенам и шконкам», — рассказала бывшая политзаключенная Елена.

Крысы на «промке»

Обычно на территории колоний живут коты. Заключенные их подкармливают, а те ловят грызунов. Михаил, который сидел в Новополоцкой колонии № 1 и недавно освободился, рассказал, что недавно всех котов повыгоняли.

«Поэтому на зоне бегают огромные крысы. Обычно они живут на «промке» или около столовой. Но иногда могут забежать и на «жилку» (жилая зона. — РС). И вот однажды на промзоне сдохла крыса. Так смешно: в сидячей позе, прислонившись к столбу. Заключенные решили поразвлечься: подставили в одну лапу палочку, похожую на ружье. А во вторую лапу — окурок.

Так эта крыса несколько дней несла свою стражу, пока мы ходили на работу. Если серьезно, это случай свидетельствует, что менты не слишком осматривают территорию зоны, когда на видном месте несколько дней валяется дохлая крыса».

Рассказал Михаил и еще об одной истории, как начальство решило избавиться от скамеек, на которых заключенные иногда дремали после обеда. А также от гвоздей над ними, куда вешали одежду. Вместо них поставили шкафы для вещей без дверей. А по шкафам начали взбираться крысы и грызть одежду. Когда она висела на гвоздях, грызуны не могли до нее добраться.

«Погрызли все, что только было возможно: деревянные ложки, мыло, сигареты. Поразрывали карманы, где оставались хлебные крошки», — рассказал Михаил.

Возможно ли избавиться от живности в тюрьмах

Бывший тюремный медик Василий Завадский, работавший в Новосадской колонии № 13 и в Департаменте исполнения наказаний, называет такое отношение к людям бесчеловечным и уничижительным для человеческого достоинства. И на это, по его мнению, есть ряд причин.

«Во-первых, с этой напастью нечисти не так легко бороться. Во-вторых, у руководителей ИВС, ЦИП, колоний другие приоритеты, антисанитарию они просто игнорируют. В-третьих, если не полное отсутствие контроля, то явно снижен контроль со стороны санитарных служб — как ведомственных, так и государственных к учреждениям пенитенциарной системы.

Что касается клопов, то привезти этих насекомых достаточно просто, иногда из таких мест, о которых и не подумаешь. А бороться с ними чрезвычайно сложно. Может, разве что со вшами проще, и то в условиях ЦИП, ИВС для этого надо хорошо поработать.

Чтобы провести эффективную дезинфекцию, нужно как минимум обработать все помещения одновременно, в один день. Значит, надо, чтобы там не было людей в это время. А это при загруженности и перенаселенности изолятора на Окрестина нереально», — высказал мнение бывший тюремный медик Василий Завадский.

Самоустранение медиков

Врач Андрей (имя изменено в целях безопасности. — РС), много лет работающий в одном из центральных учреждений санитарно-эпидемиологической службы, утверждает, что в пенитенциарной системе полностью отсутствует медицинский контроль. Несмотря на то, что все инструкции, правила внутреннего распорядка, санитарные нормы содержания в СИЗО, колониях, тюрьмах подписаны представителями МВД, Департамента исполнения наказаний и медиками из Минздрава. И контролировать ситуацию обязаны все эти ведомства. Но медики фактически самоустранились от контроля, отдав все на откуп МВД и ДИН.

Что касается решения проблем с теми же вшами и клопами в ИВС и СИЗО, все не так просто, считает специалист.

«Победить вшей можно. Основной путь передачи вшей — непосредственный контакт с головой зараженного человека. Вши не прыгают и не летают, поэтому на расстоянии заразиться ими невозможно.

Есть небольшой риск передать паразитов через гребенки, полотенца, подушки. Сейчас много так называемых педикулицидов — препаратов-дезинсекторов, выпускаемых в форме шампуней, кремов, спреев, лосьонов, гелей. Сегодня есть масса доступных и проверенных лекарственных препаратов от вшей, поэтому не стоит даже задумываться о народных средствах вроде керосина или дегтярного мыла», — говорит санитарный врач Андрей.

А вот с уничтожением клопов гораздо сложнее, говорит он. В запущенных случаях, когда клопов уж слишком много, весь этот процесс займет длительное время, и здесь без помощи профессиональных дезинсекторов не обойдешься.

«Сначала необходима так называемая «уничтожающая дезинсекция». Сильными эффективными препаратами обрабатываются все спальные и вспомогательные помещения.

Специалисты знают, какие есть химические и термические способы воздействия. Но нужно помнить о безопасности. Людей необходимо выселить из помещений, так как препараты очень токсичные и опасные. Ну и периодически необходимо проводить профилактическую дезинсекцию.

Как это можно провести в СИЗО, ИВС, где камеры переполнены, честно говоря, я не представляю. Но нужно указание сверху. Я не верю, что в Департаменте исполнения наказаний МВД не знают о проблеме. Было бы желание, воля и приказ руководства.

Скажу сейчас крамольную вещь. Помните песню, которая была популярной осенью 2020 года? «Разбуры турмы муры». Сидельцев «Володарки» якобы вскоре переселят в новое здание в Колядичи. Ну а окрестинские стены следует разрушить», — говорит санитарный врач, назвавшийся Андреем.

Читайте также:

Три момента, которые нужно изменить, чтобы белорусская пенитенциарная система перестала быть бесчеловечной

Галлюцинации, мысли о суициде. Эксперты рассказали, что происходит с белорусскими политзаключенными в ШИЗО

Nashaniva.com

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
1
Панылы сорам
3
Ха-ха
2
Ого
2
Сумна
3
Абуральна
7
0
Хмуры/ответить/
27.02.2024
І русакі.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031