Найти
20.08.2017 / 11:0930РусŁacБел

Сколько лет белорусской авиации? И почему у нас празднуется день основания воздушного флота РСФСР

Пишет подполковник авиации Николай Ковалев.

17 августа на официальном уровне отмечается день рождения Военно-воздушных сил Беларуси. Отечественной авиации — 89 лет. Но почему за точку отсчета взят 1918 год?

Любая дата, которую отмечает страна, имеет целью патриотическое воспитание. Поэтому такие даты должны как минимум быть связаны с современным государством, конкретными объективными событиями и быть в общем контексте национальной истории. И если это так, то достигается максимальный эффект в патриотическом воспитании граждан.

Если нет — тогда выходит профанация, на которую тратятся немалые государственные средства, а эффект в деле воспитания патриотизма приближается к нулю. И тогда государство в принудительном порядке напоминает о таких «датах», что еще больше отталкивает граждан. Замкнутый круг!

Вопрос отсчета создания Вооруженных сил Беларуси поднимался в обществе неоднократно. Например, вспоминается 1528 год — перепись войска ВКЛ. Наше же государство выбрало дату создания Рабоче-крестьянской Красной армии РСФСР в 1918 году, заодно приняв этот год и как дату создания белорусских военно-воздушных сил (на самом деле, Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота РСФСР). Я думаю, что у читателя сразу возникнет закономерный вопрос — а что в 1918 году, за год до образования БССР, было белорусского в воздушном флоте, созданном под руководством Троцкого? В это время две трети Беларуси еще были под немецкой оккупацией!

Продолжив рассуждений на эту тему, вспомним авиационные даты наших соседей:

Россия. День ВВС празднуется 12 августа. В этот день в 1912 году образован Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

День Воздушного флота России, профессиональный праздник всех авиаторов, празднуется в третье воскресенье августа. Праздник приурочен к концу летного периода боевой подготовки ВВС, что позволяет совместить праздник со спортивными авиационными соревнованиями.

День гражданской авиации России — 9 февраля.

Украина. День авиации — профессиональный праздник военных и гражданских авиаторов, авиационной промышленности и транспорта. Отмечается в последнюю субботу августа. С 2007 года введен День Воздушных сил Украины — в первое воскресенье августа.

Из истории украинской авиации: 13 декабря 1917 года Центральная Рада официально учредила Воздушный флот во главе с подполковником Павленко.

Польша. 28 августа отмечается общий праздник гражданской, военной авиации и авиационной промышленности — в честь победы капитана Франтишка Жвирко и Станислава Вигуры в международных соревнованиях среди туристических самолетов в Берлине в 1932 г. Печальную связь с этим праздником имеет и белорусская авиация — 30 августа 2009 года в польском Радоме погибли белорусские летчики Марфицкий и Журавлевич.

Первоначально, в межвоенный период, День польской авиации отмечался 5 ноября, в годовщину первого боевого полета экипажа Стефана Бастыра и Януша де Бюрэйна в 1918 году как самостоятельной от австрийских властей польской авиационной боевой единицы. Тот полет состоялся за неделю до официального провозглашения независимости Польши.

А уже с 1932 года праздник было перенесен на 11 ноября в честь открытия памятника летчикам в Варшаве, которое пришлось как раз на День независимости Польши. После войны, с 1950 года, день авиации был перенесен на 23 августа — день первых боевых вылетов летчиков 1-го истребительного авиаполка Войска Польского (в составе Красной Армии) на Магнушевском плацдарме.

Литва. 30 января 1919 года в Каунасе началось формирование Инженерной роты — в ее составе был образован авиаотряд, в который начали зачислять добровольцев. 23 января 1992 года издан приказ о создании национальных ВВС Литвы. С 18 июня 1992 года началась самостоятельная подготовка литовских летчиков, что и считается праздником военной авиации. В 2012 году официально отмечалось 20-летие восстановления ВВС Литвы.

Вернемся к родной Беларуси. Авиаторы гражданской авиации Беларуси имеют свой праздник: в первое воскресенье ноября они отмечают День работников гражданской авиации Беларуси. Эта дата соответствует тем критериям, которые были приведены в начале статьи, поэтому и выполняет свою роль. Праздник приурочен ко дню рождения гражданской авиации Беларуси — 7 ноября 1933 года был торжественно открыт аэропорт «Минск». То же касается празднования образования ДОСААФ Беларуси, история которого легко прослеживается. В этом году было торжественно отмечено его 90-летие.

День ВВС отмечается в третье воскресенье августа. Традиция его празднования полностью переняла советскую традицию (аналогично российской, за исключением даты образования ВВС). Напомним, что белорусские ВВС были созданы 15 июня 1992 года, когда на базе управления 26-й воздушной армии ВВС СССР сформировалось командование ВВС Беларуси.

Что касается более давней истории авиации Беларуси, то здесь видятся три подхода, связанные с концепциями общественного строя на территории страны в начале XX века — период Российской Империи, период БССР и период национально-демократических государственных образований: БНР и Средней Литвы.

На территории Беларуси первое воздушное (военное) подразделение появилось 18 января 1901 — Брест-Литовское цвердевае уезд

На территории Беларуси первое воздушное (военное) подразделение появилось 18 января 1901 г. — Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение. На вооружении имелись воздушные баллоны, газодобывающие агрегаты, паровые лебедки. Первый авиационный отряд на территории Беларуси появляется в августе 1912 года. При Пятой воздухоплавательной роте в Гродно создаются корпусный авиаотряд (один из первых авиаотрядов Российской империи, на вооружении имел самолеты французского производства «Фарман-XI» и «Ньюпор-IV») и аэродром у деревни Чеховщизна (Чеховщина).

Рассмотрим в хронологической последовательности советский, а точнее большевистский период.

10 декабря 1918 большевики вошли в Минск и уже 19 декабря в нем сформирован 17-й авиационный отряд Рабоче-крестьянского красного воздушного флота (РККВФ) РСФСР.

10 июня 1922 в Минске создается 1-я истребительная авиационная группа РККВФ Западного военного округа РСФСР, которая 1 октября 1922 переформирована в 4-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью. Напомним, что СССР возник только 19 декабря 1922 года. Выходит, что эскадрилья РСФСР базировалась на территории «независимого» государства (в составе 6 уездов, без своей армии), которое Советская Россия официально, кстати, «признала».

Рассмотрим период БНР и Средней Литвы.

При создании войска БНР авиационная его часть не оговаривалась. Упоминается только выступление представителя Воздушного флота на Первом Всебелорусском съезде — «Мы летаем свободно. Летите и вы так же свободно к светлому будущему Беларуси». В книге А.Латышонка «Жаўнеры БНР» [«Солдаты БНР»] читаем следующее — «Войско генерала Булак-Балаховича в начале ноября 1920 года насчитывало около 20 тысяч человек. В его состав входила самолетная эскадрилья».

Другой источник добавляет — «Армия Булак-Балаховича имела две эскадрильи в составе 10 самолетов». О боевых действиях авиации в «Полесском походе» и упоминаний ее при интернирования войска Балаховича на территорию Польши информации в упомянутых источниках нет.

Что касается Средней Литвы, возникает вопрос, надо ли считать ее частью белорусского истории, в том числе ее авиации. Это государственное образование, зависимое от Польши, существовало в 1920-22 на территории Виленского края, занимая и часть современной территории Беларуси. Однако существование эскадрильи Войск Средней Литвы соответствовало скорее великопольским интересам, чем белорусским.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Период создания РККВФ РСФСР на территории Беларуси почти ничего не имеет общего с национальным контекстом нашей истории. В это время авиационные подразделения не были национальными, а само существование Беларуси, даже в бутафорном виде, было под вопросом. Существование эскадрильи Войск Средней Литвы соответствовало скорее великопольским интересам, чем белорусским.

Наиболее нейтрально, на взгляд автора, вести историю белорусской авиации с возникновения первых, связанных с авиацией, мест в Беларуси — в Бресте, Гродно, Лиде, что и должно лечь в основу появления авиации в нашей стране. Например, с момента появления первого авиаотряда и первого аэродрома в Гродно (нынешний аэродром «Каролино»). Тем более, идея подкрепляется проведением там третий год подряд авиационного фестиваля, в этом году посвященного 105-летию основания аэродрома.

Саму дату можно привязать к упоминаниям в газетах первого белорусского самолета «Савецкая Беларусь» с надписью по-белорусски. 25 июля 1923 года он был передан Красной Армии.

А День Военно-воздушных сил Беларуси логично приурочить к моменту их создания — 15 июня 1992 года.

Тогда все становится на места: Белорусская государственность насчитывает 1155 лет («от Полоцка начался мир»), белорусская армия — 489 лет (от первой переписи войска Великого княжества), воздухоплавание в Беларуси — 116 лет (от Брест-Литовского воздухоплавательного отделения), авиации в Беларуси — 105 лет (с Днем авиации Беларуси 25 июля), гражданской авиации Беларуси — 84 года, а военной авиации Беларуси — 25 лет. Лишь такой логический порядок авиационных событий, связанных с Беларусью (первый аэродром, первый авиаотряд, первый белорусский самолет), и даст тот эффект, на который рассчитывает государство, а именно повысит патриотизм и без принуждения пробудит желание граждан ценить и помнить свои исторические даты.

Подполковник авиации Николай Ковалев

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031