Найти
26.03.2017 / 19:4617РусŁacБел

Сикорский: Разгон демонстрации не испортит отношений с ЕС, но появление политзаключенных остановит диалог

«Дальнейшая судьба диалога между Минском и Западом будет зависеть от появления новых политзаключенных в Беларуси» - сказал в интервью Свободе бывший министр иностранных дел Польши, аналитик Центра европейских исследований в Гарварде Радослав Сикорский.

Накануне президентских выборов 2010 года Сикорский вместе с тогдашним министром иностранных дел Германии Гидо Вестервелле встретился в Минске с Александром Лукашенко и пообещал финансовую помощь Беларуси за проведение честных выборов. Выборы 19 декабря закончились жестоким разгоном демонстрации в Минске и арестам сотен участников.

Гурневич: Господин Сикорский, следите ли вы за тем, что происходит в Беларуси, и что, в частности, в субботу и воскресенье происходило в Минске, и других городах?

Сикорский: Да. Вчера, в 60-ю годовщину подписания римских соглашений, оформивших сегодняшний Евросоюз, у меня были грустные мысли. Благодаря тому, что Польша присоединилась к Евросоюзу, у нас протесты против своей власти происходят мирно. А в Минске, к сожалению, нужна большая жертвенность, чтобы засвидетельствовать, что это тоже европейская страна.

Гурневич: Последние два года процессы в Беларуси многие называли либерализацией. Польские политики, и брюссельские чиновники, восстанавливали контакты с официальным Минском. Многие считали, что происходит медленный поворот к Европе? Сегодня те же политики, в Варшаве и Брюсселе, говорят совсем другие слова. Что пошло не так?

Сикорский: Попыткам цивилизовать диктатора Беларуси уже 20 лет. Из хищника трудно сделать вегетарианца. Очень жаль, что Беларусь может потерять шанс на нормальные отношения с Евросоюзом. Их гарантией до вчерашнего дня был факт, что в Беларуси нет политических заключенных. Я надеюсь, что их и не будет, и что Лукашенко, по крайней мере, сможет лавировать между Россией и Евросоюзом. Лично я сторонник более смелой проевропейской политики Беларуси и все еще на это надеюсь.

Гурневич: Год назад польский министр иностранных дел Витольд Вашчыковски посетил Минск и встретился с Лукашенко. Многие назвали это преждевременным визитом. Это была ошибочная поездка?

Сикорский: Это уже не первое польское правительство, которое пытается дать Лукашенко интересные предложения. Я поддерживаю такую политику, я и сам пробовал так делать. Но надо всегда понимать с кем мы имеем дело. Чрезмерная теплота высказываний о человеке, историю которого все знают, всегда очень рискованная.

Сикорский: У вас нет дежа вю, что повторяется 2010 год и последствия вашего визита в Минск?

Сикорский: Тогда ставка была значительно выше. У Беларуси был шанс получить очень большую помощь. Мы тогда называли цифру - это 3 миллиарда евро. Если говорить с жесткой прямотой, то взамен мы хотели получить менее наглую фальсификацию президентских выборов. Но выборы были сфальсифицированы еще более нагло, а все конкуренты Лукашенко оказались за решеткой. Это был ответ главы Беларуси на наше предложение. Сегодня ситуация немного другая. Цены на нефть мизерные, у Москвы закончились деньги и поддержка Беларуси с востока еще меньше.

Гурневич: Тем не менее, Лукашенко и после жестоких арестов, не делает критических заявлений в сторону Запада, не говорит о конце сближения с ЕС. Есть шанс, что диалог будет продолжаться?

Сикорский: Многое зависит от дальнейших шагов Лукашенко. Разгон демонстрации еще не испортит отношений с Евросоюзом. А вот если в Беларуси появятся политические заключенные, то диалог может прекратиться.

Гурневич: Европейские политики часто оправдывали сближение с Минском новой геополитической реальностью: войной в Украине, аннексией Крыма. Достаточен это аргумент, или все же стоит возвращаться к ограничительным мерам против Минска?

Сикорский: Результатом европейской игры с Лукашенко стало освобождение политзаключенных. Это определенная форма давления на власть и защиты белорусской оппозиции. Надо иметь очень ограниченные и скромные ожидания относительно эффектов такой политики, но на определенный риск стоит все же идти.

Гурневич: Вы не только политик, но и бывший антикоммунистический деятель в ПНР. Вы видите некое подобие в методах действия тогдашней власти в Польше и сегодняшней в Минске?

Сикорский: Пржде всего, это различные пропорции общественной поддержки. Польская оппозиция в 70-е годы, а особенно в 80-е, чувствовала огромную поддержку общества. Я думаю, что в Беларуси эти пропорции все еще меньше.

Гурневич: В Польше смена системы произошла мирным путем. Как, по вашему мнению, могут произойти перемены в Беларуси?

Сикорский: Самое большое влияние на Беларусь, через контроль над вооруженными силами Беларуси и широкие экономические влияния, агентуру, имеет Россия. По моему мнению, в Беларусь демократия придет в результате перемен в Москве, а не в самой Беларуси.


Радио «Свобода»

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031