Антиутопия «Лобстер»: в Минске демонстрируют фильм, который прогремел в Европе, но не прижился в России
В минском кинотеатре «Ракета» на протяжении недели показывают фильм «Лобстер» — ленту греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, наделавшую шума на минувшем Каннском кинофестивале.
«Лобстер» («The Lobster»), 2015.
Режиссер: Йоргос Лантимос.
Жанр: драма, фантастика.
В ролях: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Леа Сейду, Джессика Бардина, Оливия Колман, Эшли Дженсен и др.
Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды, США.
Продолжительность: 118 минут.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
Появление ленты в нашем (пусть и крайне ограниченном) прокате стало событием. Например, в Россию этот один из самых громких фильмов минувшего года попал на пару фестивалей — и только его и видели. Смелых дистрибьюторов там не нашлось. Приятно, что проект Cinemascope это не остановило: «Лобстер» идет в «Ракете» и, кажется, неплохо прижился в нашем климате — показ состоится до конца марта.
О новом фильме Йоргоса Лантимоса, автора номинированного на «Оскар» в 2009 году «Клыка», уже столько всего написано, что вряд ли удастся добавить к этим суждениям что-нибудь оригинальное.
Действие происходит в недалеком будущем. В соответствии с суровыми законами Города, одиноких людей направляют в Отель, где они должны в течение 45 дней найти себе пару. Если им это не удается, их превращают в животных и отправляют в Лес.
Для меня «Лобстер» стал большим разочарованием. Но не в художественном смысле — это разочарование в себе и окружающем мире. Автор взял на вооружение весь свой цинизм и сарказм, постепенно выстроил не очень приятный тоталитарный микрокосм, в котором вполне узнаваемо современное общество.
Здесь официально действуют патриархальные порядки: одиночество — это недопустимая роскошь, а семьи строятся по принуждению общества, на основе схожести индивидов в чем-либо незначительном, например, когда оба партнера любят кататься на лыжах. Не хочешь иметь жену или мужа — превратишься в любое животное по выбору.
Зреет оппозиция — одиночки-партизаны, которые под страхом смерти отказываются образовывать пары.
И даже специально слушают электронную музыку, чтобы не возникало желания с кем-нибудь в паре танцевать.
Гипертрофированная метафора общественной морали, где надо быть как все.
Оба эти в равной степени выхолощенных мира оказываются ужасным испытанием для обычных людей, вроде меланхоличного усатого архитектора (Колин Фаррелл) и его близорукой подруги (Рэйчел Вайс). Они не приспособлены к жизни в условиях, где выхода между молотом и наковальней просто нет.
И в этом главная ошибка «Лобстера». Его герои, хотя и выглядят механистичными, вплоть до диалогов, но им хочется сопереживать. Лантимос же лишает зрителя такой возможности. А значит, только то и остается, что покинуть зал с мыслями — черными, как туча.