Меценат Скорины и внебрачный сын короля
В день юбилея белорусской книги самое время вспомнить и епископа Яна, благодаря которому Скорина основал в Вильне первую в ВКЛ типографию.
Епископ Ян. Изображение XVII в.
«Ян из князей литовских» — под таким именем он остался в истории. Плоды деятельности этого сына своей эпохи, который прожил всего около сорока лет, недооценен потомками. Если бы не епископ Ян, не известно, имели ли бы белорусы «Апостол» Скорины, а столица Литвы Вильнюс — Казюки.
Ян родился в Кракове 8 января 1499 года. Его мать — моравская аристократка, Екатерина Охстат из Тельнице (неподалеку от Брно). А отец — и ни для кого это не было секретом — Жигимонт (Сигизмунд), сын короля и великого князя Казимира. Этот Жигимонт, позже став королем и великим князем, получит прозвище Старый. Его связь с Екатериной была длительной — кроме Яна, у Екатерины от будущего короля было еще две дочери. Говорили, что и третья дочь, родившаяся у Екатерины вскоре после смерти законного мужа, также была от короля.
Ян родился, когда отцу было за тридцать. Законных наследников Жигимонт тогда еще не имел.
Жыгимонт (Сигизмунд) Старый — великий князь, король, отец виленского епископа Яна.
Ян никогда не оставался без отцовской опеки. По просьбе Жигимонта Папа Римский Лев Х вверил Яну, 20-летнему студенту Болонского университета, управление Виленской епархией. (Правда, всю полноту власти он получил спустя семь лет, приняв духовный сан.)
Ян был одним из двигателей канонизации скончавшегося в юности королевича Казимира. В этом деле сошлись интересы династии и страны.
Ягеллоны хотели иметь в роду святого — это повышало престиж. Иметь собственного святого покровителя Великого княжества было необходимо из политических соображений, чтобы противостоять польскому влиянию.
Папа Лев Х объявил Казимира святым в 1521 г., а Вильна с помпой это отпраздновала.
В тот самый год из Праги в столицу ВКЛ переезжает Франциск Скорина. Пригласил ли его епископ Ян, или позже обратил внимание на интеллектуала с европейским образованием — не известно.
Вильнюс. Место, где размещалась типография Скорины.
Но в скором времени при содействии Яна Скорина основал в Вильне типографию, в которой вышли первые на территории Восточной Европы печатные книги — «Малая подорожная книжица» (1522) и «Апостол» (1525).
Сохранилось описание внешности Яна, оставленное современниками.
Епископ был похож на отца: такой же высокий и сильный на вид. Брови и бороду имел густые и черные. Это описание явно не совпадает с посмертным изображением XVII века.
Повзрослев, епископ Ян стал фактическим наместником отца в Великом Княжестве.
Представитель средневековой политической элиты, Ян мыслил интересами династии, к которой принадлежал. Магнатам, особенно Гаштольдам и Радзивиллам, привыкшим, что король занимается польскими делами, а они — своими, это не нравилось.
Чтобы сохранить за Ягеллонами Великое Княжество, Ян заставил литовскую аристократию присягнуть молодому Жигимонту Августу (своему младшему единокровному брату).
Ради престижа династии даже предполагалось реализовать мечту Витовта Великого — сделать Литву королевством.
Епископ Ян вместе с Юрием Радзивиллом (Геркулесом Литовским) пытался добиться на это согласия на варшавском сейме 1526 г., однако там заблокировали эту инициативу.
На Яна были возложены и дипломатические обязанности — он поддерживал отношения с прусским герцогом Альбрехтом Гогенцоллернов (в 1530 Скорина ездил к нему с миссией от епископа), Фердинандом Габсбургом, молдавским господарем… Ян предпринимал попытки укрепить южные границы ВКЛ с татарами, успешно вел хозяйство в своих имениях, был создателем Статута ВКЛ 1529 года.
Но атмосфера магнатских усобиц, в которой приходилось жить Яну, изматывала его.
В 1536 году он попросил у короля перевода и был назначен епископом в Познань.
Потеряв покровителя, уезжает из Вильны и Скорина.
В пути Ян заболел, у него началась лихорадка, и 18 февраля 1538 года он скончался. Во исполнение его предсмертной воли, епископа Яна похоронили в Вильне, в кафедральном соборе.
Виленский кафедральный собор, место упокоения епископа Яна.
Даже из этого краткого текста виден масштаб личности епископа Яна и то влияние, которое он оказал на историю нашего края. Его жизнь и деятельность достойны и исторической монографии, и захватывающего приключенческого романа.
Биография великолитовского Ришелье еще ждет своего Дюма.