Найти
09.06.2012 / 01:1951РусŁacБел

Оппозиция должна понять, что при Лукашенко демократических выборов в стране никогда не будет

Пишет Валерий Карбалевич.

Лидеры оппозиции в очередной раз обсудили тактику действий во время парламентской избирательной кампании. И к единому выводу относительно формы участия или неучастия в ней не пришли.

Дело в том, что у оппозиции нет какой-либо стратегии, в которую бы вписывалась парламентская кампания. Эта кампания рассматривается как самостоятельная, локальная задача. Такая ситуация в значительной степени порождает разногласия.

Начинает казаться, что проблема здесь глубже, чем сам вопрос, участвовать в этом году в выборах или бойкотировать их.
Много писали, что последние два года власть дает ответы не на те вопросы, которые волнуют общество. Но то же самое мы можем говорить и об оппозиции.

Тема участия или неучастия оппозиционных организаций в этой кампании абсолютно не волнует большинство населения.
И те задачи, которые ставит перед собой оппозиция, мало актуальны для основной части населения.

Вот оппозиционные лидеры объясняют, что бойкот выборов станет инструментом давления на власть, угроза бойкота заставит ее изменить избирательное законодательство, демократизировать его. Разумеется, вопрос свободных выборов нужно постоянно поднимать.

Но при этом понимать, что при Лукашенко демократических выборов в стране никогда не будет. Поэтому не нужно ставить утопических задач.

Другой аргумент. Участие или неучастие оппозиции в избирательной кампании должно делегитимировать режим и сами выборы.

Такую задачу можно было ставить в первые годы правления Лукашенко. Но сейчас она не актуальна.

Потому что Палату представителей никто властью не считает. Потому что легитимность режима большинство связывает не с выборами, а со способностью власти обеспечить тот уровень благосостояния, который люди считают для себя нормальным.

Очень интересный феномен мы наблюдали в прошлом году. Сразу после президентских выборов 2010 года большинство населения, хотя и незначительное, признало выборы легитимными, поверило в настоящую победу Лукашенко, фактически одобрило репрессии против оппозиции после 19 декабря.

Но как только случился финансовый кризис и экономический обвал, все изменилось. В середине 2011 года все экономические показатели резко упали. И люди стеснялись признаваться, что голосовали за Лукашенко.

Поэтому извечные вопросы русской интеллигенции «Кто виноват?» и «Что делать» в современном белорусском контексте выглядят так. Дискуссии в кругу оппозиции насчет тактики во время избирательной кампании свидетельствуют, что оппозиция все свои усилия сосредоточивает на том, чтобы дать ответ на вопрос «Кто виноват?» Но дело в том, что для той части электората, которая готова слушать политических оппонентов власти, этот вопрос уже не актуален. Ответ на него она уже имеет.

Согласно социологическим опросам, большинство населения не доверяет ни власти, ни оппозиции. Демократические же лидеры стремятся дать ответ на вопрос, которого электорат не задает. На этом фоне все горячие страсти и споры по поводу того, участвовать в кампании или бойкотировать, выглядят бурей в стакане воды. Это мало кому интересно, кроме самой оппозиции.

Ту часть электората, которая готова слушать, интересует ответ на другой вопрос: «Что делать?» Ведь если обыватель, даже не поклонник Лукашенко, слышит призывы оппозиционеров не ходить на выборы или прийти и голосовать «против всех», то он задает логичный вопрос: и что дальше? Это обрушит режим? Как это приблизит ожидаемые перемены? И удовлетворительного ответа от оппозиции он не получает. Потому что его попросту нет.

И единственный смысл какого-то участия оппозиции в парламентской кампании (пусть и в виде бойкота) заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос: «Что делать?» Это может выглядеть примерно так.

Оппозиция говорит гражданам: «План таков. Главный бой режиму мы собираемся дать в 2015 году на президентских выборах.
Мы создаем коалицию, объединяем и аккумулирует ресурсы, создаем структуры по всей стране, ищем людей. Для того чтобы мобилизовать общество на ту главную битву, нужно показать всем, что нас много, что мы большинство. Поэтому бойкот парламентской кампании (или голосование против всех, или какой-то другой вариант — это можно обсуждать) — будет тренировкой, демонстрацией нашей силы. И на волне этого подъема мы будем наращивать наше давление, увеличивать дыры в режиме, чтобы стрельнуть через три года».

Поэтому главная задача участия оппозиции в этой кампании — создание альтернативы. В виде трех элементов: идея, организация, лидеры.
То есть, прежде всего, должна быть идеологическая альтернатива. Стране должен быть предложен проект будущей Беларуси, более привлекательный для электората, чем проект, который предлагает режим. Кстати, сейчас Евросоюз с помощью независимых экспертов готовит программу перемен под названием «Диалог для модернизации». И этим можно было бы воспользоваться.

Во-вторых, должна быть создана коалиция, от имени которой презентуется этот проект. И которая берет на себя ответственность за 2015 год.

Наконец, в-третьих, оппозиция должна показать людей, которые могут быть воплощением упомянутой альтернативы. Это мог бы быть некий «совет мудрецов», в который вошли бы уважаемые личности с бесспорным авторитетом для общества.

Понимаю всю утопичность своих предложений при нынешнем состоянии оппозиции. Но это, пожалуй, единственное, что придало бы хоть какой-то смысл ее участию в нынешней парламентской кампании.

Пишет Валерий Карбалевич, Радио «Свабода»

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930