Найти
03.05.2021 / 14:41РусŁacБел

Обнаруженный в Полоцке каменный крест подобен традиционным латвийским

В конце апреля в Полоцке обнаружили фрагменты каменного креста, который кое-кто уже поспешил объявить «кельтским», а знак в центре креста — «рунами». На территории Беларуси это действительно уникальная, единичная находка. Аналоги уже пытаются искать в Новгороде и даже в Византии. Но все прозаичнее — в плане географическом, но не менее загадочно — в плане знаковом.

Фрагменты креста, обнаруженного в Полоцке. В центре — знак «спорыш».

Регион — Наддвинье

Что касается географии, полоцкий крест и своей формой, и центральным знаком на нем — прямой аналог каменных «кольчатых крестов» (riņķa krusti), широко известных в соседней Латвии. Туда и направим взор.

Впервые изображения кольчатых крестов из Лиелварде и Кокнесе (над Двиной-Даугавой, в нижнем ее течении, ближе к Риге) были опубликованы в 3-м и 10-м томах «Собрания различных лифляндских памятников, видов и тому подобного» Бротце (Johann Christoph Brotze).

С того же времени известно и изображение кольчатого креста из Селпилса (чуть выше по Двине за Кокнесе). Все они находились на старом средневековом кладбище. На рисунке из Кокнесе видно несколько кольчатых крестов. Иногда в описании они фигурируют под народным названием как «немецкие кресты» (bruņinieku krusti).

В архиве отдела археологии Национального музея истории Латвии хранятся материалы, обработанные латвийским Управлением памятников в 1920-30-х годах. Там есть сведения о кольчатых крестах из полдесятка уездов, преимущественно вокруг Кокнесе, а также из-под Елгавы (западнее Двины).

Кольчатый крест был обнаружен также в Малпилсе (недалеко от Сигулды, также на отдалении от русла Двины).

Латвийские кольчатые кресты: сколько, где, какие

На сегодня основной источник по крестам такого типа — вышедшая в 2008 году книга «Кольчатые кресты в Латвии» Андриса Цауне (Andris Caune. Riņķa krusti Latvijā). Начиная еще с конца 1950-х годов Цауне, латвийский историк и археолог, бывший глава Института истории Латвии, занимается поиском и фиксацией кольчатых крестов, сбором свидетельств о них в народной памяти.

Всего историк дает 20 известных мест их первоначального местонахождения. Ни в Латгалии, ни в приморской Курземе их не находили.

«В Земгалии и Селии кольчатые кресты находили в пяти местах, а в Видземе концентрируются все остальные 15 месторасположений, — пишет в своей книге Андрис Цауне. — Основной район местонахождения кольчатых крестов в Латвии — это Кокнесе и его окрестности. Здесь концентрируются 12 местонахождений. Кресты во всех этих 12 местах изготовлены из доломита, который встречается по двинским берегам. Известные на сегодня и сохранившиеся на своих местах кольчатые кресты в Латвии находятся вблизи храмов или на старинных средневековых кладбищах. Не было найдено кольчатых крестов, которые бы находились на краю дорог и имели бы другое предназначение».

Историк уверен, что раньше, даже в начале XX века, таких крестов было намного больше.

На одной или на обеих сторонах части кольчатых крестов выбиты кресты, орнаменты, надписи, владельческие знаки или знаки родовой принадлежности. А иногда — и то, и другое. Такие надписи имеются на 15 крестах из тех 21, внешний вид которых зафиксирован.

По типу букв определяют период: есть более поздние (XIX век), есть более давние — с готическими буквами (использовались до XVI века). При этом, например, в Руйиене на кресте выбито «1813», но сам крест, как полагают, намного более давний и взят со средневекового руйиенского кладбища.

«Спорыши» — знаки местные

Знаки родовой принадлежности, подобные тому, что выбито на «полоцком кресте», имеются на пяти кольчатых крестах на кладбищах в окрестностях Бебри и Сеце, а также в Крапе. Это всё поблизости от Кокнесе. Сами знаки представляют собой «спорыш» (по-латышски Jumis), простой или усложненный. На кресте из-под Сеце есть такие же, что и на полоцком, риски над и под «спорышом» (сейчас этот крест перевезен в соседнее Айзкраукле).

Крест из-под Сеце, теперь находится в Айзкраукле.

Цауне отмечает, что на этих трех кладбищах «были, по-видимому, похоронены местные крестьяне или мелкие вассалы местного происхождения». И добавляет: «На кресте, что на Зутенском кладбище под Бебри, оба обнаруженных варианта знаков спорыша могли обозначать две разные ветви одной семьи. Однако очень похожие спорышевые знаки на Путроскрожском кладбище под Сеце, которое находится на противоположном берегу Даугавы совершенно в другом уезде, вряд ли указывают на близкородственную связь». В городах, — отмечает историк, — знаки принадлежности высекались до XV века, а в сельской местности они сохранились до XIX века. 

Крест с акцентированными спорышами на Зутенском кладбище в Бебри.

Крест со спорышами на Зутенском кладбище в Бебри.

Добавим, что большую вариативность таких спорышовых знаков можно увидеть на знаменитой наскальной «стене знаков» над рекой Браслой неподалеку от Сигулды. Эти изображения были старательно прорисованы, и точной графической копией того наскального собрания была украшена целая стена в одном из залов «Замка света» — новой Латвийской национальной библиотеки. На «полотне» из знаков вверху справа можно увидеть точно такой же знак, что и на полоцком кресте.

Автор статьи Алесь Микус у стены, на которой воспроизведены знаки с реки Браслы, в специальном зале Латвийской национальной библиотеки.

Не раньше XV века

Что касается датировки латвийских крестов, то этому помочь, отмечает Цауне, мог бы не только тип букв. Например, под Елгавой на кресте — надпись буквами в стиле «северного ренессанса», т.е. не позднее XVII века. Помощь могли бы оказать археологических раскопки. Но вопрос осложняет то, что многие кресты были перемещены, а той и по несколько раз. То, что в народе их называли «шведскими крестами», еще не позволяет датировать их XVII веком.

Крест начала XVII века из-под Елгавы.

Самое раннее датирование, которое дает Цауне, — это времена до Ливонской войны, XV — первая половина XVII вв. Речь о кокнесском кладбище, где нетронутыми сохранились кольчатые кресты. В шведские времена там перестали хоронить — хоронили на новом кладбище через реку. Тем же временем латвийский историк датирует и ряд других кольчатых крестов, из других мест. Однако более поздние кресты, в том числе со «спорышом» из Сеце, — уже изготовлены по образцу более ранних крестов.

Крест на кокнесском кладбище.

Точно также и в Эстонии кольчатые кресты были популярны не только в Средние века, но и в XIX веке. Всего в Эстонии таких крестов известно около сотни, причем, на эстонском острове Вормси, где с XIII до середины XX века жили шведы, — таких крестов XIX века известно несколько сотен. А старейший из таких крестов происходит из эстонской Нарвы и датируется 1521 годом.

При этом на эстонском острове Сааремаа в стену церкви Святых Петра и Павла вмурована каменная плита XIII века с изображением кольчатого креста. XIV веком датируется вмуровывание таких каменных крестов в стены и в российском Новгороде. В Швеции кресты с такими изображениями известны с XII—XIII веков. Однако, по мнению Андриса Цауне, на бывшие ливонские земли — в Латвию и Эстонию — кольчатые кресты пришли с территории нынешней Германии, и произошло это не намного раньше XVI века. 

Только начало

Какие выводы можно сделать в отношении найденных в Полоцке осколков каменного креста?

Конечно, свое веское слово прежде всего должны сказать исследователи материала, из которого крест был изготовлен. Но в первом приближении — следуя за данными латвийского историка — полоцкий каменный крест также мог быть более поздней «копией» по образцу крестов «доливонских» времен.

На это не в последнюю очередь указывает как раз таки центральный знак — «спорыш» с рисками. Этот знак такой же, как и на более поздних кольчатых крестах с сельского кладбища в районе Кокнесе и как на усеянной вырезанными «спорышовыми» знаками скале над Браслай-рекой.

Знаки на скале над рекой Браслай.

И вопрос тогда не в датировке уже, не в определении территориальных аналогов. А скорее в своеобразной перекличке «спорышовых» знаков над Двиной.

Безусловно, к более полному исследованию нужно привлечь и достижения современных латвийских академических исследователей наскальных знаков — как на скале над Браслой, так и на стенах песчаниковых пещер на территории Латвии. Таких пещер со знаками известно на сегодня под сорок, большинство их на реке Гауя, а народные жертвенные практики у них археологически засвидетельствованы по меньшей мере начиная с XII века. Но это уже другая история, начало которой может положить находка из Полоцка.

Алесь Микус

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера