Найти
20.07.2020 / 18:318РусŁacБел

«Будущий музей на Окрестина я вижу таким»

Пишет Людмила Мирзаянова.

В Музее истории ГУЛАГа в Москве первое, что мне бросилось в глаза, было указание начальника ГУЛАГа НКВД В.Г. Наседкина о правилах оформления диагнозов заключённых, умерших от истощения (23.05.1941).

Как следует из документа, санотделы лагерей в выдаваемых справках о причинах смерти заключённых часто ставили диагноз «истощение». Такие справки попадали в суды, вынесшие приговоры, и к родственникам умерших, вызывая у людей возмущение. Чтобы предупредить ненужные волнения, был издан приказ: при фиксации смерти от истощения ставить не только основной диагноз, но и сопутствующий (паралич сердца, туберкулёз), а при выдаче справок в организации и в извещениях — только сопутствующий, не указывая основной диагноз вообще. 

Приказ чекистов напомнил мне ситуацию с коронавирусом, когда в заключениях о смерти указывают не основное заболевание — КОВИД-19, от которого человек умер, а сопутствующее. 

Так где же истоки этой лжи? В детстве? Разве дело только в его страхе ответственности? Нет. Подобная ложь рождалась во времена Большого Террора в недрах НКВД. Руководству страны так выгодно.

Сколько белорусов переступило пороги сталинских лагерей! А сколько белорусов только за последние два месяца 2020 года переступило пороги Володарки, Окрестина, Американки! За многими из них надолго закрылись двери следственных изоляторов. Придёт время, мы снимем их с петель и выставим в первом зале Музея истории тоталитаризма и диктатуры.

Такой Музей нужен. Где голосами народных артистов будут звучать воспоминания о белорусах, отправленных в сталинские лагеря, расстрелянных в Куропатах, исчезнувших в годы правления Лукашенко; рассказы о репрессиях, пережитых за решёткой кандидатами в президенты, журналистами, блогерами, активистами. 

Один из залов должен быть посвящен идеологии репрессий, продемонстрируем правовую базу этих репрессиий, ее расплывчатую терминологию. В этом зале будет звучать бодрая музыка, на экране будут демонстрироваться кадры военных парадов и праздничных салютов, разгон палаточного городка в 2006 и Площади в 2010… В подсвеченных лампами витринах будут лежать альбомы с фотографиями политических узников, их письма, личные вещи… 

 

Рядом — в зале судебных процессов — будут представлены материалы освещения судов, через которые проходили кандидаты в президенты и активисты в 2001, 2006, 2010, 2020 годах.

 

В стеклянных стеллажах выставочного зала Музея разместятся материалы выставочных проектов: документы и отчеты правозащитных организаций; «тюремные книги (эссе, воспоминания, дневники); документальные фильмы о жертвах режимов; материалы об истории правозащитной журналистики в Беларуси; картины художника Алеся Марочкина; «тюремное» творчество молодых активистов… 

Экспонаты выставок потрясут посетителей человеческой болью, как потрясли меня картины на выставке «Лагерные этюды» из коллекции Музея истории ГУЛАГа о лагерной жизни человека, подвергшегося репрессиям. На картинах «типичные обстоятельства»: арест, допрос, тюрьма, этап, жизнь в лагерных бараках, а главный их герой — художник Ростислав Горелов, задержанный в 1933 году якобы за участие в контрреволюционной фашистско-террористической группе и сосланный в лагеря. Картины пугают правдой: смотришь и видишь, как НКВДешные сценаристы прямо на твоих глазах стряпают дело… 

В памяти всплывают дело о массовых беспорядках 2010 года, дело «Белого легиона», массовые провокации, направленные против блогера Сергея Тихановского и его соратников в ходе нынешней избирательной компании.

Автор статьи в Музее истории ГУЛАГа.

Страшное прошло не должно повторяться. 

На выходе из Музея истории белорусского ГУЛАГА в Минске мы создадим стенд с вопросом, мимо которого не пройдёшь: «Что нужно сделать сегодня, чтобы прошлое не повторилось завтра?».

Людмила Мирзаянова

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера