Найти
02.06.2020 / 17:0435РусŁacБел

Бабарико в интервью «Коммерсанту»: Экономика Беларуси в предсмертном состоянии

Фото Babariko.by.

Выдвигающийся кандидатом в президенты банкир и меценат Виктор Бабарико дал интервью российскому изданию «Коммерсант». Публикуем выдержки из этого интервью.

Политически мотивированные аресты, задержание Тихановского

— Это нарушение избирательного законодательства. Очевидная провокация. Применение на такой стадии достаточно провокативных и жестких мер свидетельствует об однозначной слабости и непонимании властью сегодняшней ситуации. Это как поведение в рамках пандемии COVID-19. Неадекватность действий властей налицо.

О политической ситуации

— Белорусы устали от той ситуации, в которой они находятся. Белорусы оскорбились тем, что власть в рамках своей реакции на достаточно серьезную угрозу полностью пренебрегла интересами народа и не способствовала защите народа в ситуации с пандемией. Ну и самое главное: люди вдруг поняли, что они не народец, как их называли, а народ. И это уже вряд ли остановить.

60% категорически не удовлетворены существующим положением.

Ситуация в экономике

— В стране глубокий управленческий кризис. Беларуси на самом деле не очень много нужно, чтобы выправиться. Предложения, которые делал тот же Совмин, наше правительство,— я их видел, они процентов на восемьдесят очень толковые и грамотные. Из этого не принято ничего практически! То есть меры понятны, разработаны, их нужно принимать. Но именно управленческий кризис, не объяснимая ничем позиция, что «если я захочу, то пойдут дожди, будет засуха или еще что-то», вот это является ключевым пунктом сегодняшней ситуации.

О словах Лукашенко, что «майдана» не будет

— Мы тоже убеждены в том, что «майданов» не будет. Почему? Потому что рассчитываем получить электоральное большинство, а электоральному большинству практически невозможно сопротивляться. Если протестное голосование против власти больше 50% очевидно, что даже «майданов» не нужно. Другое дело, если будет 30—40% у одной стороны и у другой — вот это уже близко к какому-то «майдану». 

За 26 лет никому не удавалось добиться перемен. Что изменилось теперь?

— Ничего не бывает вечным, это раз. Во-вторых, последней каплей, которая переломила электоральное большинство… их две. Первая — стремительное подписание в конце прошлого года документов по интеграции (с Россией.— «Ъ»). Оно готовилось втайне от всех и несло в себе общее ощущение потери суверенитета. Вторая — поведение (властей.— «Ъ») в рамках пандемии.

Это две, с моей точки зрения, серьезнейшие ошибки, которые допустили. И их уже не исправить, во всяком случае не исправить действующей власти.

Это две, с моей точки зрения, очень серьезные ошибки, которые допустили. И их уже не исправить, во всяком случае не исправить действующей власти.

А если ЦИК не зарегистрирует?

— Мы неплохо прошерстили варианты, по которым браковались подписи, неплохо организовали процесс сбора этих подписей. Из поданного нами на первом этапе списка в 10 тыс. членов моей инициативной группы забраковано было только два человека. Это достаточное основание думать, что у нас процесс верификации построен очень неплохо. Мы все фиксируем в документах, и ЦИК должен будет представить данные, по которым он не согласен с нами. Мы предъявим фотокопии документов, и ничего внести в предоставленные списки у ЦИКа не будет возможности.

Не все белорусские политики считают, что игра будет честной

— Белорусские политики 26 лет борются методами, которые они считают правильными. Я их очень уважаю, но результат пока не виден. Давайте посмотрим на наши методы проведения выборов.

Это какие-то секретные методы?

— Нет. Просто законодательство писалось в 90-е годы, а современные технологии по идентификации, по прозрачности ушли вперед. Никогда в жизни за 26 лет никто не собирал за неделю 10 тыс. человек в инициативную группу [с помощью новых технологий — так же и прозрачности удастся добиться с помощью новых технологий].

Три причины, почему Александр Лукашенко больше не должен быть президентом

— Я сразу вспоминаю диалог, по-моему, Наполеона со своими генералами: «Почему мы проиграли сражение? Во-первых, не было снарядов». Дальше можно не продолжать. Так и здесь. Потому что экономика находится в предсмертном состоянии, после этого можно не продолжать. Я верю, что, как говорил Ульянов-Ленин, политика — концентрированное выражение экономики. Есть четкое понимание, что именно экономика определяет сейчас возможность сохранить суверенитет Беларуси.

Суверенитет

Первое — любая интеграция не должна затрагивать суверенитет стран, а если он будет затронут, то в равной степени для всех участников. И вторая история — он (интеграционный процесс.— «Ъ») должен быть экономически целесообразным для обеих сторон или для многостороннего сотрудничества.

Очевидно, что Россия — многовековой партнер, а экономика не автомобиль, который можно развернуть на ходу милицейским разворотом и поехать в обратную сторону. Так не бывает. Безусловно, нужно выстраивать, наверное корректировать отношения, если они экономически для Беларуси невыгодны и ставят Беларусь в зависимость. В партнерстве не должно быть зависимости. Вот основной посыл любой интеграции.

Отношения с ЕС и НАТО

— То, что я сказал, я могу применить к любому союзу — к ЕС или еще к какому-то: взаимовыгодность и сохранение суверенитета. Теперь, что касается военных блоков. Беларусь входит в ОДКБ, и понятно, что существует куча международных соглашений, из которых в один день не выйдешь. Моя позиция по отношению к Беларуси: может, не удастся это сделать после победы в течение одного или двух сроков,

но я бы очень хотел видеть Беларусь нейтральной страной.

«Вряд ли обрадуется этому Москва», — парировал журналист.

— Вы знаете, это все зависит от того, как позиционировать нейтралитет. Наличие нейтральной Швейцарии, которая хранила все самое ценное на тот момент, было удобно всем государствам. Сейчас наличие абсолютно нейтральной страны, хранящей другой ценный ресурс — информацию, мне кажется тоже вполне привлекательной идеей. Над ней надо работать.

Беларусь — это пограничная история, мы всю жизнь находились между двумя интересами, всю жизнь как-то находили варианты компромисса. Надеюсь, что и сейчас эту позицию будем укреплять.

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера