Найти
30.03.2020 / 15:567РусŁacБел

Поджег танк, создавал БНФ, был задержан на пять суток. Малоизвестные факты об Алексее Марочкине

Марочкин возглавлял кафедру живописи в Академии искусств — и одновременно Управу Белорусского народного фронта. Был главным в «Згуртаванні беларусаў свету» — и сидел пять суток якобы за нецензурную брань. Алексей Марочкин — один из самых известных белорусских художников, чьи произведения и гражданская позиция вызывают как восхищение, так и критику.

30 марта 2020 года он отмечает свое 80-летие. TUT.BY опубликовал малоизвестные факты из его биографии, а также редкие кадры, на которых можно увидеть знаменитого художника за работой в мастерской.

Фота: Дзмітрый Брушко, TUT.BY

«Можно обеспечить себя питанием на многие месяцы даже без магазина»

Оказалось, что свой юбилей Алесь Мара (это псевдоним художника) отмечает в Черногории. Он направился туда вместе с другими белорусскими художниками на пленэр, но из-за коронавируса не смог вовремя вернуться домой.

Как объяснил Игорь Марочкин, сын Алексея Антоновича, этот пленэр уже не первый год проводит черногорский бизнесмен Ратка Попович. Белорусы живут за его счет в вилле высоко в горах и занимаются творчеством.

Работа на Балканах получилась весьма плодотворной. С начала марта Марочкин-старший создал уже 19 картин. Некоторые из них останутся в Черногории.

— Обычно художник оставляет хозяину несколько произведений по договоренности. Так принято: художники выражают признательность за гостеприимный прием, — говорит Игорь Марочкин.

— Условия для работы действительно созданы прекрасные — продолжает Игорь и приводит следующий пример: — В магазин обычно выезжает хозяин. Согласно правилу, в машине во время карантина можно ездить только вдвоем: водитель и пассажир на заднем сиденье. Но большой нужды в путешествиях нет. У Ратки большое хозяйство: есть и скот, и птица. Соответственно, есть еда и запасы вина. Можно обеспечить себя питанием на многие месяцы даже без магазина.

На минувших выходных белорусы организовали на вилле выставку: повесили на стенах свои произведения.

— Они сделали эту выставку больше для себя. Были приглашены буквально несколько местных художников, живущих поблизости. Чтобы поддержать художников, показать, что сейчас они не одни.

А так белорусы живут на вилле почти в полной изоляции. Ближайшие населенные пункты расположены в десяти километрах.

— Настроение у всех хорошее, бодрое. Пессимизма нет. Да, отец хочет вернуться на родину, но подчиняется международным правилам. Пересидеть эту ситуацию в горах будет правильнее.

«Ты, Ляксейка, гультай. Нічога не ўмееш — толькі маляваў бы»

Алексей Марочкин — человек с двумя днями рождения.

— Я всегда объясняю эту путаницу — говорил художник в интервью «Нашей Ниве». — Настоящий мой день рождения — 30 марта, «на Божага чалавека Ляксея нарадзіўся», как мать сказала. А когда я пошел в первый класс, знал только, что в марте, но не знал даты. Почему-то десятка понравилась. Так и появилось 10 марта. И пошло «гулять» в официальных документах. А в справочниках по искусству уже фигурирует 30 марта.

Еще ребенком Марочкин, родившийся на Чериковщине (на востоке Могилевской области), стал свидетелем боя между немецкими и советскими летчиками — шла Великая Отечественная война. Как вспоминал художник в интервью изданию «Новы час», однажды он спрятался во ржи, чтобы лучше видеть бой. Видел, как за одним самолетом появился черный дым. Взрыва не было. Прошло более сорока лет, и когда начали осушать болота, нашли и тот самолет, и даже советского летчика в нем — в торфе сохранилось почти всё.

— Погибший летчик был как живой. Позже узнали его имя и установили памятник.

Рисовать Марочкин начал еще в школе.

— [Отец] говорил: «Ты, Ляксейка, гультай. Нічога не ўмееш — толькі маляваў бы». А я на замерзших окнах узоры гвоздем шкрабал. Не помню, привез ли он с войны швейную машинку или что-то такое, но привез кучу открыток. Как впоследствии выяснилось, это были репродукции картин из Дрезденской галереи, Лувра. Ему не было безразлично то, что я рисую. Но я все сам постигал», — рассказывал он в интервью «Нашей Ниве».

Первые произведения Алеся Мары (Алексея Марочкина) появились в школьных или колхозных стенгазетах.

— Однажды меня побил одноклассник. «За што ты майго бацьку скрытыкаваў?» А тот был пьяница: нарисовал его с бутылкой. Это был первый «гонорар».

«Система не выдержала напряжения — и начала гореть проводка, появилось пламя. Я едва убежал»

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

После школы Марочкин решил поступать в Минское художественное училище, но не прошел по конкурсу. Ему повезло: его и других коллег по несчастью приняли на художественно-графический факультет Витебского пединститута (его Алексей Антонович окончил в 1962-м).

Потом была служба в армии, где художник сжег танк.

— Зимой сказали: на макетах ты научился управлять, садись в настоящий танк. Я залез и все кнопки включил. Система не выдержала напряжения — и начала гореть проводка, появилось пламя. Я едва убежал. И танк выгорел дотла: черный стоял на белом снегу — рассказывал Марочкин «Нашей Ниве». — На гауптвахту меня не посадили. А потом научили и танком управлять. Мне нравилось, что не нужно учить правила дорожного движения.

Вернувшись из армии, Алексей Антонович некоторое время преподавал живопись в Жодино, а потом поступил в Академию искусств (окончил в 1972-м).

Уже в те годы художник имел репутацию диссидента. Так, к 100-летию со дня рождения Ленина студентам было задание нарисовать что-нибудь соответствующее. Марочкин создал картину под названием «Смаленне чорнага кабана». Понять масштаб крамолы могут только те, кто знает, насколько заидеологизированным было тогда советское общество. К тому же художник еще и заявил чиновникам, что Ильич, мол, любил тоже поесть сала, поэтому не видит в своем поступке никакой проблемы.

«От художников потребовали снять произведения, на которых присутствует герб «Погоня». Те отказались»

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

Фото: Дмитрий Брушко. TUT.BY

В застойные брежневские времена Марочкин входил в творческую группу «На Паддашку» — так называлась мастерская художника Евгения Кулика на нынешнем проспекте Независимости, напротив здания КГБ.

Там собирались будущий лидер БНФ Зенон Пазняк, историк Михсь Чернявский, исследователь Михаил Романюк, поэт Алесь Рязанов. Именно во время этих дискуссий родились идеи двух громких выставок: выставки к столетию со дня рождения поэтессы Алоизы Пашкевич (Цётки) в 1976-м и выставки к юбилею поэта Миколы Гусовского в 1980-м.

— Решением ЮНЕСКО юбилей Миколы Гусовского был внесен в Список памятных дат ЮНЕСКО. В этих обстоятельствах не отметить событие было для руководства БССР то же самое, что продемонстрировать всему миру равнодушие или даже враждебность к белорусской национальной культуре. Отметить — поспособствовать распространению в Беларуси националистических настроений, — писал искусствовед Петр Василевский. — Решили все же юбилей автора «Песни о зубре» отметить, но трактовать белорусского гения как носителя духовного величия «восточнославянских народов».

— А поскольку никаких праздничных мероприятий подготовлено не было, пришлось ухватиться за полуподпольную, «националистическую» выставку, придать ей официальный статус, — продолжает Василевский. — Но официальное — значит подцензурное. От художников потребовали снять с экспозиции произведения, в которых присутствует герб «Погоня». Те, разумеется, отказались. Остальные их поддержали и заявили: если снимут эти произведения, мы поснимаем свои — и выставки вообще не будет. Экстремальные обстоятельства заставили чиновников уступить: ни одно произведение не было снято с экспозиции.

Основным соперником на выборах был Чергинец

Фото: vytoki.net и из архива Сергея Наумчика

Во время перестройки Марочкин включился в общественную жизнь, которая тогда буквально бурлила. В 1986-м он вместе с художником Миколой Купавой организовал в Троицком предместье «выставку одного дня». Тот день закончился скандалом: на детей (учащихся Республиканской школы-интерната по музыке и изобразительному искусству) натравили бывших «афганцев». Тех обманули: рассказали, что дети, которые принимали участие в обряде «Гуканнне вязны», празднуют день рождения Гитлера. Марочкин и Купава жаловались в прокуратуру, но получили только отписку.

В 1988-м Марочкин вошел в общественный совет «Мартиролога Беларуси» — общества, которое занималось темой сталинских репрессий. На учредительном собрании «Мартиролога» был создан оргкомитет Белорусского народного фронта, членом которого стал и Марочкин.

В следующем году Марочкин вместе с единомышленниками встречался с руководством БССР и пытался договориться, чтобы учредительный съезд БНФ состоялся в Минске (в конце концов он прошел в Вильнюсе). В 1990-м вместе с Зеноном Пазняком и Юрием Ходыко Алексей Антонович подавал заявку на празднование в Минске Дня Воли (25 марта).

В 1990-м он выдвинул свою кандидатуру на выборы в Верховный Совет 12-го созыва — первые, проходившие на альтернативной основе. Художник шел на выборы как секретарь правления БНФ. Его основным соперником по столичному Чкаловскому округу был писатель, генерал милиции Николай Чергинец. Но ни один из них так и не стал депутатом: явка избирателей оказалась слишком низкой. А на повторные выборы Марочкин свою кандидатуру уже не выдвигал.

Секретарем управы БНФ Марочкин являлся до 1993 года.

— Што мы зрабілі не так? Адзін надта свядомы спрачаўся з другім, які не дарос да яго свядомасці, і ўвесь час казаў: «Згода!» Таму і прафукалі. Я маю на ўвазе Зянона Пазняка і [Станіслава] Шушкевіча, — говорил художник TUT.BY.

«Меня освободил ректор и рассказал, что наверху хотят от меня избавиться»

Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Политикой Алексей Антонович занимался на общественных началах, так как находился на вольных хлебах только в 1970-е. впоследствии стал главным художником Художественного фонда, в 1988-м — преподавателем в Академии искусств. Спустя два года возглавил кафедру живописи.

Сейчас трудно представить ту вольницу, которая царила в столичных вузах. Как рассказывал Марочкин TUT.BY, вместе со студентами он устроил перформанс к одному из «Чернобыльских Шляхов». Кстати, Чернобыль задел и жизнь нашего героя: Игорь, сын художника, был ликвидатором последствий аварии.

Во время «Чернобыльского Шляха» студенты Марочкина шли внутри картонных черных труб, из которых шел дым — зажигались дымовые шашки. Сейчас художник даже не представляет, чтобы студенты выходили на митинг настолько же свободно.

— Если бы была свобода внутри человека, то сегодня из Академии искусства вышли бы с таким перформансом! Если бы студентам сказали, что нужно пойти и выразить своё отношение — молодежь выходила бы.

В 1997-м художник был вынужден уйти из Академии.

— В конце 1990-х многие преподаватели потеряли свои должности. Тогда главным идеологом был печально известный Заметалин <…>. Так вот, меня освободил ректор Василий Петрович Шарангович и рассказал, что наверху хотят от меня избавиться. Я его подводить не хотел, поэтому уволился, но не по собственному желанию. Правда, в скором времени сняли и самого Шаранговича, — рассказывал Марочкин TUT.BY.

С тех пор Алесь Мара работает как свободный художник и регулярно попадает на страницы газет и сайтов. Правда, соответствующие поводы иногда создает не сам художник, а другие личности.

Так, в 2008-м Марочкин — на тот момент председатель Рады «Згуртавання беларусаў свету «Бацькаўшчына» — был задержан на пять суток якобы за то, что сквернословил возле здания Центрального РУВД. Под видом покупателей к нему явились сотрудники милиции, которые при обыске изъяли растяжки и плакаты ко Дню Воли.

Впрочем, Марочкин действительно никогда не оставался в стороне от политики и выражал свою гражданскую позицию в художественных произведениях. Так, в 2006 году, когда после президентских выборов на Октябрьской площади шли протесты, он создал картину «За Свободу! Площадь Калиновского». В его полотнах нашла воплощение и Куропатская вахта у ресторана «Поедем поедим».

— Политическая тема не основная в моей жизни, но она основная в моей гражданской позиции. Скажите, кто сегодня берет смелость высказаться средствами искусства по отношению к господствующему в стране политическому режиму? Один-два человека, — отвечал Марочкин на критику в собственный адрес.

Ради объективности, иногда позиция юбиляра вызывает возражения и недоумение. Так, среди его произведений и картина «Меня неправильно поняли». На ней Марочкин изобразил Светлану Алексиевич и заявил, что Нобелевской премии были достойны другие писателей, которые писали по-белорусски. Мол, хотя в книгах Светланы Александровны есть про красного человека, про СССР, она писала их по-русски.

— Что касается критики… считаю, что художник сам себе самый главный судья. Я знаю как свои недостатки, так и положительные качества. На своих выставках я никогда не кладу книгу отзывов, — говорил TUT.BY Марочкин. — Мне говорили, что и в сети на мои картины множество комментариев. Но я не доверяю всем этим словам. Я доверяю себе, моим коллегам-художникам или искусствоведам, которые проанализируют произведения, сделают те или иные замечания. Во-вторых, если у художника много неприятелей, то это нормально. У плохого художника все хорошо.

Денис Мартинович, ТUT.BY. Перевод с бел. NN.by

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930