Найти
30.03.2020 / 12:3613РусŁacБел

Работа экскаваторщиком, сливы силовикам, квартирный вопрос. Пять фактов об задержанном Сергее Сацуке

Главное событие последних дней в белорусском медиаполе — задержание главного редактора Ej.by Сергея Сацука. Следователи полагают, что за написание статьи он получил от бизнесмена взятку в размере $5 тысяч.

Сергей Сацук, фото Euroradio.fm

Сацук ожидал, что его задержат и даже оставил в связи с этим письмо.

Читайте. «Меня заказали, конкретно и серьезно». Сергей Сацук просил опубликовать этот текст в случае его задержания

В письме Сацук утверждает, что его заказали. «Имя этого генерала, который «крышует» системную коррупцию Минздрава, известно всем, кто крутится в этом бизнесе», — пишет он, не называя, однако, ни одного имени.

Сацуку грозит от 3 до 10 лет лишения свободы.

«Если в истории не замешаны государственные структуры, эту статью [получение взятки] обычно не инкриминируют. Такое, как правило, случается, когда дело попадает на контроль на высоком уровне», — рассуждает адвокат Антон Гашинский.

«Наша Нива» собрала пять фактов о Сергее Сацуке.

Пришел в журналистику не сразу

Сергею Сацуку 52 года, он родом из Борисовского района. Вместе с братом-близнецом Александром выучился на экскаваторщика. Отслужил в армии, какое-то время работал по специальности. Брат тем временем пошел работать в милицию, а Сергей почувствовал в себе литературный дар.

Написание книг для российского рынка приносило, по его словам, хорошие деньги. Что-то писал под своим именем, что-то как «Сергей Барнатин». Является автором фантастических романов «Миротворцы конуса», «Спецподразделение чистки». В 1990-х книги с обложками «вырви глаз» пользовались бешеным спросом.

Но дефолт в России в 1998 году подкосил книжные продажи. Только тогда 30-летний Сергей Сацук решил попробовать себя в белорусской журналистике.

Автор БДГ, основатель Ej.by

В письменном интервью Александру Томковичу Сацук упоминал, что сначала пришел в «Советскую Белоруссию», но контакт не сложился. Кстати, потом был опыт сотрудничества с «Народной волей» — снова не то.

Сацук сделал себе имя в «Белорусской деловой газете», издании Петра Марцева. Сацук был редактором отдела права и происшествий, занимался и расследованиями. В то время «БДГ» была выразителем интересов столичного частного бизнеса и финансовых кругов, но имела и политическую составляющую, из-за которой власти оказывали постоянное давление на Марцева. В конце концов, в 2006 году после запрещения печаться и распространяться БДГ была фактически уничтожена.

На тот момент пути Марцева и Сацука уже разошлись. Сацук создал собственный проект — «Ежедневник» (Ej.by), чем-то похожий на БДГ, но с еще меньшим уклоном в политику. Инновационный замысел был в том, чтобы ежедневно верстать газету и рассылать ее электронную версию всем желающим по электронной почте. Однако идея не оказалась прорывной, со временем от нее отказались.

В середине и конце 2000-х «Ежедневник» был весьма заметным игроком на рынке, но постепенно его влияние стало уменьшаться. В последнее время численность работников составляла несколько человек. По данным Similarweb, в феврале 2020 года посещаемость сайта не дотягивала даже до 5 тысяч пользователей в месяц.

Главный проект «Ежедневника « — составление топ-100, а впоследствии и топ-200 белорусских бизнесменов. Это уникальная база имен предпринимателей, о существовании многих из которых общество даже не догадывалось. Несколько лет назад редакции даже удалось найти титульного спонсора для своего рейтинга — МТБанк.

Один в поле

Медиаполе Беларуси поделено на государственные медиа и независимые от белорусской власти ресурсы. Представители каждого из флангов СМИ работают в парадигме своего «лагеря», идейное различие между условными «Советской Белоруссией» и ОНТ не слишком велико. Подобная близость взглядов и среди независимых медиа.

«В «СБ» ты должен делать то, что нужно, а не как нужно. Я это абсолютно не приемлю. Практически также я не приемлю «Народную Волю», где мне пришлось немного поработать. Достаточно интересная газета, и журналисты имеют большую свободу в выборе тем. Но опять же, хоть в меньшей степени, но все же и здесь часто делают что нужно, а не как нужно», — писал Сацук, стремившийся держаться особняком.

Сохраняя приятельские контакты с бывшими коллегами по негосударственным СМИ, Сацук занимал отличающуюся от их позицию, порой даже диаметрально противоположную.

В конце 2011 года весь интернет следил за судом над Дмитрием Коноваловым и Владиславом Ковалевым, которых обвиняли в организации теракта в минском метро. Пользователи анализировали нестыковки в версии следствия, но Сацук неожиданно выступил с решительной поддержкой обвинения, назвав сторонников альтернативной точки зрения неадекватными.

Спустя несколько месяцев он фактически обвинил правозащитников в том, что их действия привели к расстрелу Владислава Ковалева. Мол, если бы они советовали его матери обратиться к Александру Лукашенко с прошением о помиловании, тот, может, и пошел бы на уступки. А правозащитники и Евросоюз пытались при помощи несчастной матери давить на Лукашенко, поэтому не оставили ему выбора. Эта позиция Сацука также вызвала удивление в обществе.

Когда же бизнесмен Аркадий Израилевич воевал с изданием «Новы час» насчет ресторана в Куропатах, Сацук встал на сторону Израилевича. Редактор «Ежедневника» заявил, что «Новы час» намеренно играет на еврейском вопросе.

Основной же вопрос к Сацуку был в том, какими источниками информации он пользуется.

Главный расследователь

Жанр расследования не сильно распространен в белорусской журналистике. Сложно искать источники, сложно собирать фактуру, сложно защититься в случае претензий от того, чьи интересы задеты.

Большинство журналистов, занимавшихся расследованиями в конце 1990-х — начале 2000-х, с усилением диктатуры сменили сферу деятельности, но не Сацук. Он и сам продолжал расследования, и организовывал школы для молодых расследователей.

Сацук заслуженно считался ведущим журналистом-расследователем Беларуси.

Он был одним из немногих, имевших информаторов среди силовиков, и не скрывал этого. На каких условиях они предоставляли информацию и требовали ли что-то взамен, естественно, было коммерческой тайной. Что и зачастую вызывало недоверие у коллег.

«Меня до сих пор удивляет, как некоторые журналисты, которые даже реально не понимают, какая работа проделана по тому или иному расследованию, которые никогда этим не занимались, говорят о «сливах». Что имеется ввиду под этим. Если говорить откровенно, то практически любое расследование начинается со «слива», когда приходит человек и приносит информацию или документы… [тогда] оценивается информация, ее источник, интересы и мотивы этого источника, перспективы проведения расследования (возможно ли его провести, сколько времени на это потребуется, какие затраты какие риски оно вызывает)», — объяснял Сацук в ходе дискуссии в фейсбуке.

Последние годы его расследования были посвящены преимущественно государственным закупкам, включая медицинскую сферу.

В прошлом году резонанс вызвали его статьи о вакцине «Эупента», после введения которой умер ребенок в Ганцевичском районе. Сацук интерпретировал данные так, что вакцина не была зарегистрирована даже в стране-производителе, и ставил вопрос: не получил ли кто-либо из руководителей системы здравоохранения вознаграждение за эти эксперименты на детях?

Этот материал вызвал полярные мнения экспертов в части аргументированности доказательств, но резонанс статьи был огромным. Вскоре журналистом занялись силовики и государственные пропагандисты. Их позиция была такой, мол, Сацук стремился дискредитировать «Эупенту», чтобы на рынок смог пройти другой производитель.

Квартирный вопрос

Следствие пытается представить Сацука взяточником, принимавшим огромные деньги за подготовку и публикацию того или иного материала. Но любой человек, знакомый с редактором «Ежедневника», заверит, что Сацук никогда не шиковал.

Долгое время он, один из лучших расследователей Беларуси, ежедневно катался на электричке из Жодино в Минск, а впоследствии жил в съемной квартире. В конце концов, набрав кредитов, семья (супруга Жанна работала в военкомате) смогла приобрести недостроенный дом в 15 километрах от Минска.

О своей эпопее Сацук в 2017 году написал текст на «Ежедневнике»: поскольку денег не было, пришлось двухэтажный дом превращать в одноэтажный, общей площадью 120 метров. Причем там жили его семья и семья дочери с ребенком. Общая стоимость составила $60 тысяч.

А в начале 2020 года дом пришлось выставлять на продажу. «Долги за три года удвоились-снова убедился, что плохой из меня коммерсант. Пришлось выставлять свою мечту на продажу, потому что деньги отдавать надо», — писал Сацук в фейсбуке.

Бронислав Юревич

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930