Найти
17.03.2020 / 18:058РусŁacБел

Власти сделали один нехитрый шаг — и сумели посеять недоверие между лидерами оппозиции

Когда лидеры оппозиционных политических структур договорились о запуске процедуры выдвижения единого кандидата на президентские выборы, многие наблюдатели были искренне удивлены. Мало кто верил, что политические партии, которые последние полтора десятка лет руководствовались своими, иногда клубными, интересами могут договориться о долгосрочных коллективных действиях.

Оптимизм, однако, внушал тот факт, что оппозиционные структуры оставили за скобками как тех, кто сделал ставку на врастание в авторитарный режим («Говори правду» с Дмитриевым и Короткевич), так и занимающих крайние позиции в оппозиционном политическом спектре (от Зенона Пазняка до посткоммунистов Калякина, коалиция с которыми всегда напоминала гремучую смесь).

Праймериз стартовали в условиях информационной блокады со стороны властей и страха со стороны бизнеса оказаться причастным к оппозиции. В результате оппозиция начала процедуру праймериз с парой сотен евро в кармане. Но и без репрессий. На собрания в Витебской области приходил преимущественно жестко настроенный оппозиционный актив. Постепенно внимание к процессу нарастало.

А когда оппозиционный караван в виде микроавтобуса цвета «серый металлик» прибыл на Полесье, произошло то, чего никто в оппозиции не ожидал.

По информации заместителя председателя Партии БНФ Алексея Янукевича, на оппозиционные праймериз в Столине и Дрогичине пришли, среди прочих, люди, которые ранее не были замечены в поддержке независимого общества:

— первый секретарь РК ОО «Белорусский республиканский союз молодежи»,

— директор городского Дома культуры,

— специалист отдела по образованию райисполкома,

— главный специалист райисполкома,

— редактор районной газеты,

— директор КУКП «Киновидеосеть» района,

— сотрудник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи,

— руководитель театрального коллектива ГДК,

— художественный руководитель ансамбля танца ГДК,

— руководитель инструментального ансамбля ГУО «… детская школа искусств»,

— педагог районного центра детского творчества,

— главный хранитель фондов военно-исторического музея,

— общественный инспектор по охране труда, районный центр детского творчества,

— директор… средней школы,

— заместитель начальника по идеологической работе пограничного поста,

— член избирательной комиссии от районной организации ОО «Белорусский фонд мира»

— член избирательной комиссии от ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» и т.д.

Организаторы оппозиционных праймериз не рассчитывали на такое.

«Если представители некоторых организаций в Раде «Народного голосования» не считают предосудительным использование местной вертикалью административного ресурса для обеспечения голосования в пользу одного из кандидатов, — это действительно проблема и основание считать праймериз нелегитимным процессом», — полагает Алексей Янукевич из Партии БНФ.

«И где здесь проблема? Пришли, воспользовались своим правом и проголосовали. Голосование же народное, а не междусобойное», — парирует ему социал-демократ Игорь Борисов.

«Как можно решить эту проблему? Призвать большее число своих сторонников приходить на встречи, чтобы перекрыть идеологов. Но опять-таки мы сталкиваемся с коронавирусом, и в таких условиях не можем приглашать людей. Получается замкнутый круг, который мы могли разорвать сегодня, но не получилось», — говорит Павел Северинец из Христианской демократии, которые шел на первом месте по числу набранных голосов. Северинец принял решение сняться с праймериз.

«Паша [Северинец] очень сильно навредил своей репутации, — пишет в фейсбуке аналитик Юрий Дракохруст. — Объяснения могут быть любые. Но начал играть, триумфально выигрывал, потом пару раз проиграл — и вышел из игры. Вот это запомнится, такая логика политики. А вирус не вирус — мог предложить объявить паузу, перейти в онлайн… Интересно, а если бы он в Столине и в Дрогичине победил, он бы тоже прекратил игру? Ну и другой мотив, насчет исполкомовцев — это вообще «хавайся ў бульбу». И такое невинное удивление — а они разве белорусы? Кто бы мог подумать, и в голову же не приходило».

Так одним нехитрым шагом власти сумели посеять недоверие между лидерами оппозиции и, по сути, парализовать процедуру праймериз.

Вопрос в том, что альтернативы этой, пусть и несовершенной, процедуре по кристаллизации оппозиционного лидерства нет.

Андрей Дынько, фото Сергея Гудилина

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930