Найти
23.02.2020 / 12:588РусŁacБел

Помните «Крывавы сакавік» и «Не цэніць герояў мая Беларусь»? Чем сегодня живет легендарный рэпер Kroŭ

Политические события середины 2000-х трудно представить без рэперов из «Чырвоным па белым». В чем был успех проекта? Главное — они одними из первых стали читать по-белорусски хип-хоп. Кроме того, у них были максимально радикальные и политизированные тексты. Ну и наконец, музыканты создали вокруг себя таинственность: не называли имен, не показывали лиц.

«Сёння маўчым, а заўтра лёгка прадацца. Кум ідзе на кума, а брат ідзе на брата. Беларуская Ідэя — тэма для спекуляцый. Аддаем дзяржаву, а хутка страцім нацыю! За краіну крыўдую, а ў героі не рвусь, Бо не цэніць герояў мая Беларусь!», — многие помнят эти и другие треки рэпера Kroŭ, который был лидером «Чырвоным па белым».

В 2007 году ЧпБ выпустил свой последний альбом «Крывавы сакавік». В 2010 году вышла еще одна песня от Kroŭ, на этом творческий путь группы приостановился. «Наша Нива» поговорила с лидером «Чырвоным па белым» о том, как складывается сейчас его жизнь.

Рэпер Kroŭ

Живет в Варшаве

Даже в Википедии не названо настоящее имя рэпера Kroŭ, не указано и его место рождения. Очень мало информации о его личной жизни.

«Меня зовут Павел Карпеш. Родился и жил в Гродно. Моя мама родом из этого города, отец — с Брестчины.

В Гродно рос, ходил в школу. Часто бывал на родине отца в Пружанском районе. Можно сказать, что я выходец из Западной Белоруси, из сердца Черной Руси. Гродно — рядом с Польшей, и так получилось, что большая часть моей семьи переехала в эту страну. Даже к концу жизни в Польшу переехали мои дедушка с бабушкой. Дед — отчасти по политическим обстоятельствам. Дело в том, что еще до прихода к власти Лукашенко он занимал весьма высокую должность в Гродно. Не хочу называть фамилии», — рассказывает Павел.

Через несколько дней рэперу исполнится 37 лет. Большую часть жизни он прожил в Польше. «Мои родители врачи. Когда мне было 15 лет, решили, что надо уезжать в Польшу. Они считали, что за рубежом смогут обеспечить своим детям лучшее будущее. Выехали сначала в Белосток, потом — в Варшаву».

«Девять классов я окончил в Гродно, а потом учился в лицее в Польше. После школы пошел учиться на международные финансы, но не окончил, бросил. Мне не нравится система образования и в Беларуси, и в Польше. Решил не тратить времени», — говорит Kroŭ.

Занимается бизнесом

«Какое-то время я развивался в маркетинге и журналистике. Работал на одном из крупнейших польских телеканалов TVN. Я там был продюсером. Поработал на «Белсате», где вел передачу YoLife!. Но на телеканале нам почему-то не продлили контракт. Знаю, что потом «Белсат» сделал очень-очень похожую программу, но с другими людьми. Это уже была плохая копия, может, там бюджет был меньше. Считаю, на то время мы делали абсолютно уникальную передачу, аналогов которой в Польше не было», — рассказывает Павел.

«У меня с партнером из Беларуси есть польско-белорусская компания, фабрика, торгуем пиломатериалами. В Беларуси таким образом даем работу тридцати работникам», — говорит Павел.

Как пришел в рэп

«Мое увлечение хип-хопом началось с Дэцла.

Мы с Кириллом ровесники, познакомились с ним в Москве, он приезжал в Польшу. Были вполне дружеские отношения. Понимаете, в то время не было таких возможностей, как сейчас. Мы знали только ту музыку, которую продавали на кассетах в гродненских киосках. И в Беларуси очень много таких, кто втянулся в рэп-культуру как раз таки через Дэцла. Был непродолжительный период, когда я интересовался панком, скорее, коммерческим панком, как The Offspring. Но мне всегда был интересен прежде всего хип-хоп».

Когда Павел решил экспериментировать в музыке, то, конечно, занялся рэпом. «Мне казалось, что существовало пустое место на музыкальной карте Беларуси — это белорусскоязычный, патриотический хип-хоп. Я решил попробовать. Брат делал музыку, я сначала пользовался чужими стихами, а потом сам начал писать. Был форум brat.info, где собирались сторонники культуры хип-хопа, я там со многими знакомился.

Белорусский язык учил самостоятельно. Мы как-то начали в своей тусовке варшавских белорусов разговаривать по-белорусски. Ошибка на ошибке, но научились со временем.

Правда, сейчас мне тяжело разговаривать по-белорусски, ведь повсюду польский. И только с несколькими знакомыми постоянно общаюсь на белорусском».

Боялся, что арестуют

«Когда выходили мои альбомы, я жил в Польше.

Но это не значит, что я не приезжал в Беларусь, я там бываю и сейчас, и не только в контексте работы. В Польше было несколько иное информационное пространство, чем в Беларуси — больше независимых источников.

Считаю себя патриотом Беларуси, люблю свою родину, горжусь, что белорус. Надо мной иногда посмеиваются друзья из-за того, что я все время говорю о белорусах.

Скажем, обсуждаем королей Польши, и я всегда говорю, что вот Ягайло был белорусом или что у кого-то другого из них белорусские корни», — говорит Kroŭ.

Не испытывал ли у рэпера страха, когда приезжал в Беларусь? «Боялся, конечно, ареста. Первый концерт в Минске не состоялся потому, что боялся, что арестовать могут не только меня, но и многих других. Когда собрались люди, мы увидели массу левых бритых парней, на руках у которых были спецназовские перчатки. Мы поняли, что будут провокации и, возможно, драка. Это был никому не нужный риск, поэтому концерт не состоялся.

Когда тебе двадцать лет, то ты максималист, когда у тебя уже есть дети, то смотришь на это все другими глазами. Это нормально. Молодежи кажется, что им нечего терять. А когда появляется семья, дети, квартира, работа, то уже понимаешь: есть что терять».

Почему Kroŭ?

«Потому что белорусская кровь течет в моих венах. На самом деле как-то быстро возникла такая идейка. Плюс ко всему по-английски Crow — это ворон. А это всегда был символ для меня».

Объясняет Павел и почему создавал атфосферу таинственности вокруг группы. «Я всегда занимался рекламой, маркетингом, поэтому использовал таинственность в своем творчестве. Конечно, с одной стороны, мне не хотелось светиться и подставлять семью, но с другой — я прекрасно понимал, что такая закрытость привлекает внимание людей. Если просто делать музыку, то это не всегда интересно. Есть много музыкантов, которые делают классную музыку, но не могут привлечь к себе внимание, потому что у них нет никакой фишки. Я понимал, что умею создавать шумиху вокруг себя».

Взглядов не менял

Как сегодня рэпер смотрит на свои давние тексты? Не кажутся ли они ему по-детски наивными? «Я почти никогда не менял своих взглядов. Перед тем как что-то сказать или написать, я долго обдумываю, правильно ли я поступаю. Сегодня я смотрю на ситуацию почти как и раньше».

«Нет, к Лукашенко я не отношусь иначе. Но, может, немного изменился ракурс. Конечно, Лукашенко у меня не вызывает ни уважения, ни доверия, а с другой стороны — нет лидера, которого бы я мог поддержать.

Я никогда не голосовал за Лукашенко, но вместе с тем чувствую патовость ситуации, когда не вижу других лидеров. Украинский конфликт во многом заставил посмотреть на вещи с разных сторон. После этого я не говорю, что Лукашенко на 100% все делает неправильно. Может, на 90% так и есть, но есть же 10% правильных поступков. Возможно, он делает это в своих интересах, но это совпадает с интересами страны», — говорит Павел.

В 2010 году Kroŭ признался, что он либертарианец. В том же году он поддержал кандидата в президенты Ярослава Романчука. «Я не демократ, мне от страны нужна внешняя безопасность (армия), внутренняя безопасность (полиция) и минимальная администрация. Я считаю, что люди сами должны заниматься своими делами.

Налоги должны идти на сильную армию и полицию, а все остальное я могу сам сделать. Люди не понимают, если бы они не платили всех налогов, то могли бы себе позволить частных врачей, образование и многое другое. Каким я был 15 лет назад либертарианцем, таким и остаюсь сегодня».

Почему ЧпБ распались?

«Прекратили существование из-за денег. Если ты студент и тебя содержат родители, можно позволить себе заниматься чем-то, что не приносит денег. А потом тебе нужно кормить семью, а музыка не дает заработка, и надо искать другую работу. Без этого никак. У нас просто не было времени на творчество.

Люди должны понимать это. Если этим заниматься, то надо делать качественно, а чтобы делать качественно, то нужно отдавать 100% своего времени. Поэтому музыка в Беларуси сейчас в глубоком упадке. Многие группы перестают существовать по той же причине. Если бы мы нормально зарабатывали, могли бы снимать классные клипы, приобретать качественные инструменталы, нанять хорошего продюсера. А у нас музыканты заняты тем, что думают: хоть бы было, за что поесть. Поэтому и музыка из Беларуси в основном неинтересная».

Корж и Алёна-Алёна

«Считаю, что и Макс Корж, и Олег ЛСП — молодцы. Они нашли свой путь, делают хорошее дело. Я с Коржом познакомился на съемках YoLife!. Парни пришли познакомиться, пофотографироваться. Прошло столько времени, сейчас бы я с радостью пообщался с Коржом, надеюсь, еще будет повод. Мне от него ничего не нужно, просто интересно было бы поговорить, как на вечере встречи выпускников.

Недавно ходил с девушкой на украинку Алёну-Алёну, она, конечно, очень классная. Она бы не стрельнула, если бы не делала классного рэпа. А ко всему она такая пухлая девушка, что привлекает к ней внимание. Это то, что я говорил: дополнительная фишка, которая помогает в раскрутке. Если ты уникален и отличаешься от других, то ты выстреливаешь. То же было и с ЧпБ, которые первыми стали читать рэп по-белорусски. Я не говорю об Александре Помидорове, который там что-то подрифмовывал, но это не было его культурой».

Хочет ли снова читать рэп?

«Конечно, пишу тексты. Если кто-то сидит в хип-хопе, то он всегда ментально будет там. У меня есть тексты на белорусском языке, которые были написаны раньше, я их доработал, а также я стал писать на польском языке.

В свое время я зарекался, что никогда не буду этого делать. Мне казалось, что я не смогу, как польские рэперы, которые живут в этом языке с рождения. Но попытался с подачи известного польского рэпера Pezet'а. Он этакая икона польского рэпа, мы пересеклись на съемках его клипа. Он интересуется и русскоязычным рэпом, когда-то слушал и ЧпБ. Он и убедил меня пробовать, пока мне интересно. И кажется, что получается писать в своем стиле».

Чемпион Польши по американскому футболу

«Я играю в Warsaw Eagles — это самая старая в Польше команда по американскому футболу, недавно нам исполнилось двадцать лет. Три-четыре последних года играю в основном составе. В 2018—2019 гг. был чемпионом Польши.

Как занесло? Снимал про американский футбол серию в YoLife!. Я там попал на тренировку команды, после этого стал болельщиком, ходил на игры.

Потом пришло время, когда я понял, что надо браться за себя, за здоровье. И я стал ходить на тренировки, мне это очень помогло в плане здоровья, я бросил курить, стал заниматься постоянно спортом. Команда раз в год проводит набор игроков — я таким образом и пришел. Если ты им нравишься, то попадаешь в основную команду. Играю на позиции корнербека — это защита крыла. Скажем, в атаке есть игроки, которые берут дальние пасы, а моя задача заключается в том, чтобы не дать принять эти пассы или в идеале перехватить.

В этом году мы будем участвовать в Восточноевропейской лиге, где играем против «Зубров» и «Литвинов». Почти наверняка, что в этом году мы будем играть в Минске, так что приглашаю всех на игры. У меня на шлеме Погоня».

Семья

Kroŭ в разводе, от брака у него остались дети. «У меня два сына. Одному восемь лет, другому — шесть. Всегда активно проводим время, я не люблю сидеть дома. Горжусь своими хлопцами», — признается рэпер.

***

Также Кроу имеет свою страницу в инстаграме, где очень активный. Там вы можете следить за событиями в его жизни.

Змитер Панковец

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930