Найти
12.02.2020 / 11:4424РусŁacБел

Виктор Мартинович: Как сделать государственные СМИ рейтинговыми

Фото БелТА

Виктор Мартинович размышляет на budzma.by о том, насколько популярны государственные СМИ, телеграм-канал «Пул Первого», и о свободе высказываний, как факторе национальной безопасности.

Если по итогам «судьбоносного» совещания ничего яснее не становится, смотри, какие именно действия предпринимаются в первую очередь. И из этой логики — не слов, а действий — выстраивай прогноз на будущее.

Я намеренно подождал два дня, чтобы посмотреть, как нас будут готовить к новым «судьбам».

Новости две:

1) Беларусь начала отбор «технической нефти» из нефтепровода «Дружба».

2) Состоялось совещание с государственными СМИ по информационной безопасности.

Вывод сделать легко: во-первых, нефть. Ее теперь станет мало — озвученные объемы поставок покрывают только внутренние нужды. Заправить корч — дизеля хватит, продавать за рубеж — нет. Нефть = деньги. Валютный доход. Делайте выводы.

И наивно, кстати, ждать реформ.

Не будет никаких реформ.

Ведь, зачем проводят реформы, когда поступлений извне не хватает? (Имею в виду, в здоровых странах.) Чтобы научить систему жить при меньшем бюджете. Чтобы привлекать инвестиции.

Согласитесь, это не наша схема.

Наша схема — еще более ожесточенная война с тунеядцами. Чтобы за коммуналку отдавали втрое больше. Совещания с требованием «добыть из-под земли». «Борьба с коррупцией» — как будто коррупция может существовать здесь, в настолько прозрачной системе, без согласования с теми, кто с ней воюет.

При дефиците денег извне источником поступления в бюджет становятся граждане. Мы с вами.

И я бы ожидал, что все незастроенные детские площадки, школьные стадионы, заказники и урочища будут окончательно «уплотнены». Потому что вы будете приобретать эти квартиры.

За деньги.

Я бы ожидал, что налоги станут еще интереснее. Что бензин скоро начнет дорожать не по копейке в неделю. Вот это наша логика.

И я, кстати, не знаю, что бы сам предложил на их месте. Потому что время простых решений ушло.

Реформы надо было проводить вместо строительства «Дожинок» и ледовых дворцов.

Но есть еще «информационная безопасность».

«То ли еще будет. Нас ожидают еще более сложные вещи, которые просто будет трудно опровергать. По крайней мере, в коротком промежутке времени», — очевидно, что система осознала свою уязвимость.

А что с ней делать — не знает. И с медиа случилось ровно то же, что ранее с бизнесом. Когда душишь своих, развиваться начинают чужие. Так мы и оказались на том же перекрестке, который «простреливается со всех сторон».

И наивно, правда, думать, что после сурового совещания, на котором наказано «честно и объективно говорить с людьми на понятном языке», государственные СМИ изменятся и действительно начнут «говорить на понятном языке». Ведь язык — это же одна из самых сложных для изменения вещей, прямое отражение внутреннего мира.

И если в этом внутреннем мире доминирует осторожность, политкорректность (мягко говоря) и два неписаных принципа: «как бы чего не вышло» и «вы же сами понимаете» — так зачем смотреть такие СМИ? Зачем их читать? Чтобы удивляться глубине чужих прогибов? Пытаться что-то понять из недомолвок?

Собственно, у государства сейчас есть лишь одно полноценное медиа — это телеграм-канал «Пул Первого», который интересен, благодаря тому что в нем сошлись три фактора:

а) ведет его относительно молодая особа, которая не утруждает себя шпреханьем на людоедском советском «новоязе» информационного чиновничества;

б) эта особа все время непосредственно находится в местах принятия решений, а поэтому не должна общаться с недалекими «гейткиперами»;

в) ввиду своей аппаратной весомости автор «Пула» чувствует себя свободным человеком хотя бы в той степени, в которой себя чувствует свободным Ваня Ургант (на самом деле та еще свобода, но для миллионов, воспитанных программой «Время», вполне достаточно).

Одна незадача: суммарное влияние «Пула» в настоящее время несопоставимо даже с микроскопическим «Трикотажем»: у «Трикотажа» 17 тысяч читателей, у Пула — 10 тысяч (у Nexta — 200 тысяч).

Собственно говоря, перед системой поставлена задача — сделать всех бюджетных мастодонтов «пулом Первого». А сам «Пул» — хотя бы настолько же популярным, насколько в YouTube становятся популярны отдельные выпуски «Белсата».

Как этого добиться?

В отличие от ситуации с деньгами, у меня есть ответ: нужно дать журналистам в пиджаках больше свободы.

Помните, насколько популярным стало телевидение времен Перестройки? Появившиеся там персонажи — Листьев, Киселев (который с усами), Невзоров (этот дедок еще барахтается в Инсте). Все они не были «оппозицией», они выплыли из редакций советского ТВ. И при этом люди им верили. Они стали теми самыми «лидерами мнений», которыми президент пожелал видеть современных белорусских медийных чиновников?

Ищите своих Ваней Ургантов. Верните «Белорусские молодежные». Поверьте, вечернее шоу «Макаенка, 9», мягко говоря, не конкурент «Первому». И это всё, как вы сами понимаете, уже не вопрос «понравиться Западу, чтобы тот снял санкции». Свобода теперь нужна, чтобы противостоять тем самым «выстрелам в спину».

Она должна восприниматься не как вызов системе, а как единственное средство достижения национальной информационной безопасности. Сделайте свой выбор и не ошибётесь.

Виктор Мартинович, budzma.by. Перевод с бел. NN.by

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930