Смотрите, как бы такой Калиновский всех не перестрелял
Милитаризация Калиновского в массовой культуре — ошибочный путь, пишет историк Андрей Вашкевич для gazeta.arche.by.
В белорусском художественном каноне советского времени такого Калиновского почти не было.
Там он был скорее книжником и идеологом — с лампой, с «Мужыцкай праўдай» в руках.
А коса была больше символом восстания, обособленным лично от Калиновского. «Военный» Калиновский советского времени вспоминается разве что по известной картине Петра Сергиевича «Кастусь Калиновский и Валерий Врублевский проводят смотр повстанцев». Да и там Калиновский скорее публичный политик — два старинных пистолета за поясом лидера восстания выглядят так, будто они принадлежали какому-нибудь Янушу Радзивиллу, а Калиновский взял их из музея Тышкевича.
Петр Сергиевич. Кастусь Калиновский и Валерий Врублевский проводят смотр повстанцев.
В чем причина «милитаризации» одного из вождей восстания 1863 года — можно порассуждать. Наверное, каждый национально ориентированный читатель скажет: «Россия напала на Украину, угрожает Беларуси, и поэтому Калиновский особенно значим сегодня как военный вождь».
Лично я в этой тенденции вижу в первую очередь смесь ура-патриотизма, невежества и сознательного стремления перекрутить историю на какой-то неизвестный лад.
Возможно, меня поправят те, кто еще лучше знает историю восстания, но я вообще-то не помню ни одного свидетельства, чтобы Калиновский пользовался каким-либо оружием. Калиновский прежде всего был идеологом, оратором, политиком, для которого восстание зимой 1863 года стало и неожиданностью, и предвестником крупного поражения.
Калиновским с пистолетом в руках мы сильно обедняем восприятие его личности — как тогда, когда сводим всё его наследие к «…над табою маскаля ўжо не будзе».
Например, на одном из постеров Калиновский с пистолетом показан на фоне не «Мужыцкай праўды», а «Звароту Яські-гаспадара да мужыкоў зямлі польскай» — документа, который абсолютным большинством исследователей признан не соответствующим языку, духу и содержанию «Мужыцкай праўды» и, соответственно, не принадлежащим перу Калиновского.
Честно говоря, немного обидно и за других героев восстания — настоящих людей оружия, которых почему-то полностью игнорирует современная поп-культура и индустрия принтов и вышимаек.
Например, Валерия Врублевского, который повел в лес целый отряд учащихся школы лесничих и сражался вместе с ними против царских солдат. Врублевский, кстати, прекрасно разговаривал по-белорусски, и есть даже мнение, что это он и выпускал «Мужыцкую праўду» и активно участвовал в написании ее номеров.
Недаром же Петр Сергиевич на своей картине показал двух повстанческих вождей: Валерия Врублевского — вождя военного и Калиновского — вождя идеологического и политического.
Если мы и в дальнейшем будем придерживаться такого, как сейчас, залихватски воинственного, но псевдоисторического образа, то «генерал Калиновский» перестреляет всех, в том числе и Калиновского — политика, идеолога и общественного деятеля.