Найти
31.01.2020 / 12:013РусŁacБел

Политолог: США не будут требовать, чтобы Беларусь отошла от статуса союзника России

Завтра, 1 февраля, Беларусь посетит государственный секретарь США Майк Помпео. В интервью Радио «Свабода» доктор политических наук, директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич объясняет, почему для Минска особенно важна поддержка независимости Беларуси со стороны Вашингтона, и заявляет, что Беларусь при существующей власти не откажется от союзнических отношений с Россией, а Вашингтон не станет такого требовать, пишет Радио «Свабода».

— О чем свидетельствует сам факт визита государственного секретаря США Майка Помпео в Минск? Визит уже заранее можно назвать «историческим», так как это самый высокий американский чиновник, который посещает Беларусь после визита президента Билла Клинтона в 1994 году. Как изменилось отношение США к белорусской тематике за последние годы?

— Я бы рассматривал этот визит как продолжение той позитивной динамики в двусторонних отношениях, которая установилась в последние два года. В 2019 году произошли «исторические» визиты американских чиновников в Беларусь. Их так и называли. Поэтому визит Помпео — это логическое продолжение. Действительно, отношения изменились, изменилось то, каким образом Беларусь воспринимается в США.

Если раньше вопросы региональной безопасности США обсуждали без участия Беларуси как государства, через своих партнеров в регионе, то сейчас прямые контакты стали нормой.

— Какие сейчас главные темы и какие возможны достижения в белорусско-американских отношениях? Какие реалистичные цели стороны могут ставить перед собой из того, чего стоило бы достичь в ближайшее время?

— Ситуация развивается очень динамично, позитивные изменения происходят всего два года. Стороны начинают с очень низкого старта. У Беларуси формально до сих пор самые худшие отношения с США в регионе — в Минске по-прежнему нет американского посла.

Поэтому краткосрочная цель — вывести отношения на нормальный европейский уровень. Чтобы Беларусь поддерживала нормальные дипломатические отношения, смогла восстановить свое участие в ряде американских программ, чтобы был обмен информацией, чтобы в США лучше понимали позицию и интересы Минска, чтобы это всё учитывалось. В повестке также разработка карты точечного взаимодействия, например, в военной сфере.

То есть цель пока — это нормализация отношений, а не создание совместных альянсов и союзов. Хотя ситуативно США могут быть очень полезными для Беларуси.

— О появлении в Минске посла США и восстановлении полномасштабной работы посольства США в Беларуси — об этом стороны могли бы торжественно объявить в ходе визита и наконец поставить здесь точку?

— Было бы красиво, и, возможно, этого можно ожидать. Детали пока не публикуются, однако это было бы логично.

— Каковы красные линии в отношениях Минска и Вашингтона — учитывая разные политические системы и разные геополитические направленности? Где та граница, за которую США и Беларусь (при нынешней власти) никогда не перейдут, даже если удастся наладить полноценный диалог?

— Скорее всего, в ближайшей перспективе Беларусь не откажется от союзнических отношений с Россией. Это будет сделать очень сложно, даже при наличии крупных проблем между Минском и Москвой, что мы сейчас и наблюдаем. Выйти из ОДКБ и начать плотно сотрудничать с NATO — это для Минска почти исключено.

Также не думаю, что Беларусь может радикально изменить свою внешнюю политику, например, начать поддерживать США при голосовании в ООН. Особенно по таким чувствительным для России вопросам, как Украина и другие.

Думаю, что красная линия для Минска (как и для Вашингтона) — не нарушать статус-кво как союзника России в регионе. Белорусские власти к этому не готовы, это может вызвать непредсказуемую реакцию России. В свою очередь, для США тоже нет смысла из-за Беларуси сильно злить Россию. Поэтому США не будут стимулировать Беларусь к отходу от России или к тому, чтобы занимать радикально антироссийскую позицию на международной арене. Я думаю, что обе стороны это понимают и видят, что много чем и без этого можно заниматься в выстраивании двусторонних отношений.

— Каким дипломатическим и политическим способом США могут «защитить» Беларусь от интеграционного давления России? Что они в состоянии сделать, а чего они не будут и пытаться делать, чтобы не злить Россию?

— Прежде всего, позиция США как сверхдержавы очень важна в вопросе белорусского суверенитета. Что он для них означает? Если бы США давали понять, что им все равно, исчезнет ли белорусское независимое государство, — то это значительно упрощало бы радикальные шаги со стороны России. Когда же высказывается однозначная позиция, как сейчас, что США поддерживают независимость Беларуси и не согласятся с исчезновением белорусского государства с карты Европы, — соответствующие шаги России не будут признаны США, а значит, и их союзниками. Все это очень сильный фактор сдерживания для России.

Заручиться такой поддержкой для белорусских властей очень важно. Такая поддержка уже есть, и она имеет характер непосредственной коммуникации.

Кроме того, США могут стать источником энергоносителей. Либо непосредственно, либо через коммуникацию со своими союзниками. Поэтому поддержка США и в этом вопросе может существенно усилить позиции Минска в противостоянии с Россией.

— Отношение Минска к учениям НАТО и расширению присутствия NATO в регионе, прежде всего в Польше и Литве, довольно неоднозначное. По крайней мере, мы слышали разного рода заявления высших чиновников на сей счет. Насколько такие учения могут стать сложной темой в отношениях США и Беларуси?

— Думаю, серьезной проблемой это не станет. Вряд ли в Беларуси рассматривают присутствие НАТО в регионе как реальную угрозу. Здесь угроза скорее косвенная. Ведь чем больше присутствие НАТО в регионе, тем больше Россия будет давить на Беларусь в направлении расширения военного сотрудничества, например, размещения российской базы.

Поэтому стратегически Беларуси не нужны такие меры НАТО, и в этом источник негативной реакции на эти события. Но я не думаю, что Беларусь действительно рассматривает расширение присутствия НАТО как реальную военную угрозу для себя (в отличие от России).

— Была ли реальная интрига в том, что Путин приглашал Лукашенко приехать в Сочи именно в эти дни, дни визита в Минск Помпео? Ставила ли Москва Лукашенко перед конкретным выбором? И сделал ли он этот выбор?

— Я такой интриги не вижу. Полагаю, в России понимают, что не столь важно, состоится ли этот визит, поскольку это уже факт — Беларусь имеет прямые отношения с США и будет их развивать. Существеннее, что там будет обсуждаться. Это действительно может волновать Россию, вот и была какая-то игра по этому поводу между Минском и Москвой.

Сам визит Помпео давно был намечен, его перенесли из-за иранских событий. Контакты между Лукашенко и Путиным происходят регулярно. Думаю, если бы там был предмет для существенного разговора, они бы нашли время для встречи, не препятствуя приезду Помпео в Минск

По инф. Виталия Цыганкова, Радио «Свабода»

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930