Написать новость
Найти
16.01.2020 / 14:53 2

При наличии тысячи подписей — создавать комиссию. Активисты предложили 9 изменений в закон об обращениях

Популярность обращений в госорганы среди граждан Беларуси растет, а соответствующее законодательство не менялась уже много лет. Тем временем необходимость перемен давно назрела.

Проект «Удобный город. Petitions.by», опираясь на собственный опыт работы с коллективными электронными обращениями, а также на передовые мировые практики, презентовал проект Закона о внесении изменений в Закон» Об обращениях граждан и юридических лиц». Все желающие могут поучаствовать в обсуждении документа на сайте petitions.by.

Рассказываем, о каких конкретно изменениях идет речь.

1. Создание института петиций

Слово «петиция» давно у всех на слуху, однако в Законе «Об обращениях граждан и юридических лиц» данный термин все еще не прописан. Действующее законодательство делит обращения по форме на письменные, устные и электронные, а также по заявителю на индивидуальные и коллективные. То есть, то, что сегодня понимается под петицией, наиболее близко к электронному коллективного обращения.

Проект «Удобный город. Petitions.by» предлагает дополнить основные термины Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» развернутым определением понятия «петиция» в следующем виде:

«Петиция — коллективное электронное обращение граждан, содержащее предложения по совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества».

2. Использование петиций для инициации изменений в законодательстве

В мировой практике термин «петиция» часто используется для обозначения коллективного обращения граждан, текст которого располагается в публичном доступе и доступен неограниченному кругу лиц для ознакомления и подписания.

Законодательно белорусы имеют возможность инициировать внесение изменений в законодательство, но практически реализовать эту возможность крайне сложно: необходимо пройти сложную процедуру реализации инициативы и собрать не менее 50 тысяч подписей. Для упрощения процедуры можно воспользоваться институтом петиций. Нормы Закона «О местном управлении и самоуправлении» позволяют гражданам вносить в Советы депутатов проектные предложения. Чтобы механизм заработал, надо сделать рассмотрение петиции о внесении изменений в законодательство депутатами обязательным при условии, что ее подпишет то или иное число граждан.

3. Более тщательно рассматривать петицию с большим числом подписей

Сегодня по закону госорганы обязаны рассматривать обращение с выездом на место в случае, если его подписало 30 и более человек. Проект «Удобный город. Petitions.by» предлагает расширить обязанности госорганов при получении петиции с тысячей и более подписей. В этом случае обращения следует рассматривать не только с выездом, но и с помощью проведения общественного обсуждения со всеми заинтересованными сторонами (в том числе в онлайн-формате на сайте ведомства), а также с созданием специальной комиссии.

4. Обязать негосударственные организации рассматривать обращения

До сих пор много споров возникает при отнесении тех или иных организаций к категории государственных или негосударственных. Являются ли государственными хозяйственные общества, акции которых принадлежат государству? Какой должна быть доля таких акций? Такая неопределенность создает почву для умышленного игнорирования обращений. Чтобы хотя бы частично решить проблему, следует обязать негосударственные организации рассматривать обращения, собравшие не менее 1000 подписей.

5. Создать возможность отправления обращений более очевидной

На сайтах государственных органов в обязательном порядке должна быть форма для отправки электронных обращений. Но неподготовленному человеку зачастую найти ее не так и просто — даже если специально искать. Что уж говорить о тех, кто о такой возможности просто не знает. Чтобы сделать обращения более доступными, следует обязать госорганы размещать соответствующую рубрику на главной странице своего сайта.

6. Возможность увеличения срока рассмотрения обращений

Согласно действующему законодательству, у госорганов сегодня есть от 15 дней до месяца на то, чтобы ответить на обращение. Однако практика показывает, что этого срока часто бывает недостаточно. Спешка — плохой помощник в решении важных проблем, это понимают и сами заявители. Разумным было бы дать заявителю право самому определять срок рассмотрения его обращения, превышающий один месяц. Сегодня такого права у заявителей нет, а госорганы, если не укладываются в отведенный законодательством срок, должны письменно уведомить об этом заявителя и указать реальные сроки.

7. Доработка правил работы с массовыми обращениями

Если госорган получает более десяти обращений по одной и той же проблеме, он имеет право не отвечать каждому лично, а разместить один общий ответ на своем сайте. Однако в законе существует пробел: не указано, за какой период необходимо учитывать поступившие обращения, чтобы считать их обращениями массового характера. Необходимо ввести соответствующий срок — например, 1 месяц. Кроме того, сегодня заявитель лишен какой-либо возможности узнать, что его обращение было признано массовым и ответ нужно искать на сайте ведомства. Поэтому следует предусмотреть уведомление заявителя о размещении ответа на сайте или, как минимум, выделить на сайтах госорганов специальную рубрику для размещения таких ответов. Также разумно будет определить срок хранения ответов на сайте. Можно сделать его таким же, как и срок хранения переписки по обращениям — 5 лет.

8. Идентификационный номер вместо адреса

Для того, чтобы подпись под коллективным электронным обращением имела юридическую силу, гражданин должен указать свое имя и фамилию, домашний адрес, а также адрес электронной почты. Проект «Удобный город. Petitions.by» предлагает предусмотреть возможность указания идентификационного номера паспорта вместо домашнего адреса. Это позволит снизить риск того, что кто-то воспользуется известным ему адресом другого лица. Кроме того, это исключит возможность попадания адреса в третьи руки в случае утечки данных.

9. Онлайн-прием вместо личных встреч

С развитием информационных технологий возникают новые формы обращений. В последнее время популярность набирают видеообращения. Госслужащие при этом могут вести онлайн-прием граждан наряду с традиционным личным приемом. Преимущества онлайн-формата очевидны: это быстро, удобно, доступно всем и сокращает расходы всех заинтересованных сторон. Хорошим нововведением для Беларуси станет возможность подачи устных обращений в форме онлайн-приема, то есть посредством видеоконференц-связи.

Принятие предлагаемых изменений позволит значительно повысить эффективность работы государственных органов с обращениями граждан и способствовать реализации конституционных прав. В конечном итоге это будет способствовать повышению качества жизни людей в Беларуси, считают авторы предложений.

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

NN.by

0
даведка / ответить
16.01.2020 / 15:03
О всей серьезности отношения Лукашенко к обращениям граждан на его имя свидетельствует то, что главой Администрации президента является генерал КГБ, а начальником ее главного управления по работе с обращениями граждан — полковник. ))  
2
Матёрый / ответить
16.01.2020 / 18:10
Есть книга замечаний и предложений. вносите свои предложения. Их рассмотрят.
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ JavaScript пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
2019 2020 2021
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31