02.12.2019 / 19:38РусŁacБел

В США создали препарат, который облегчит выведение камней из почек

Молекулярные биологи из Массачусетского технологического института (MIT) открыли комбинацию из двух уже существующих лекарств, которая расслабляет стенки мочеточников и делает вывод камней из почек менее болезненной процедурой для пациента. Результаты их первых опытов опубликованы в научном журнале Nature Biomedical Engineering, пишет tass.ru.

«Если посмотреть на то, как врачи сегодня борются с камнями в почках, мало что поменялось с 1890 года. Кроме того, есть масса указаний на то, что все существующие лекарства, предположительно помогающие больным, на самом деле не работают. Поэтому нас особенно воодушевляет то, что наше открытие поможет огромному числу людей», - прокомментировал один из авторов исследования, биолог из MIT Кристофер Ли.

Как считают медики, камни в почках появляются после того, как в обмене веществ человека возникают серьезные нарушения, из-за которых внутри мочевыводящих путей формируются и накапливаются соли мочевой, щавелевой или фосфорных кислот. Если их кристаллы относительно невелики, они выводятся из организма вместе с мочой, а более крупные структуры блокируют мочеточники и вызывают сильную боль и воспаления.

На протяжении многих десятилетий медики выписывают пациентам с камнями в почках лекарства из разряда альфа-адреноблокаторов, которые, предположительно, ускоряют вывод камней из почек и уменьшают болевые ощущения, заставляя стенки мочеточников расширяться. Как показывает практика, эта терапия помогает далеко не всем, а недавние исследования, как отметил Ли, даже указали на то, что они полностью бесполезны для больных.

Ученые вырастили образцы мускульных клеток, которые выстилают поверхность мочеточников, и проследили, как на них действуют различные препараты, которые сегодня используются для лечения гипертонии, глаукомы и ряда других болезней, которые связаны с повышенным артериальным давлением.

Проводя эти эксперименты, Ли и его коллеги надеялись открыть вещества, которые можно было бы напрямую вводить в мочевыводящие пути и заставлять их расширяться, пропуская через себя даже относительно крупные камни.

Оказалось, что сразу два уже существующих лекарства, Y-27632 и нифедипин, значительно превосходили в этом отношении уже применяемые препараты. Первый препарат применяется для борьбы с глаукомой, а также в качестве средства против морщин, а второй - в качестве лекарства от гипертонии и ангины. Каждое из них расслабляло мышечные клетки мочеточников на 40-45%

Узнав, что они необычайно сильно действуют на клетки мочевыводящих путей, Ли и его команда проверили, что произойдет, если объединить оба вещества и обработать их смесью те же самые культуры клеток, фрагменты мочеточников и полноценные почки в организме свиньи.

Эти опыты показали, что оба вещества усиливали действие друг друга, что заставило протоки, которые соединяют почки и мочевой пузырь животного, стать значительно шире.

Они ослабляли сокращения мышечных клеток мочеточников примерно в 4-8 раз сильнее, чем тамсулозин, популярное средство для борьбы с почечнокаменной болезнью, а также превзошли и все другие препараты.

Как отмечает Ли, оба этих вещества уже прошли все необходимые проверки на безопасность для здоровья человека. Ученые надеются, что в ближайшее время препараты начнут применяться для борьбы с камнями в почках.

NN.by