Написать новость
Найти
12.11.2019 / 18:10 8

Минчанка устала от работы по специальности — и основала шляпный бизнес

Валентина Плыткевич бросила работу в газете — и основала шляпный бизнес. Сегодня ее шляпки и ободки носят белорусские модницы. Дизайнер рассказала, как начинала своё дело, что ее особенно вдохновляет, какие головные уборы в моде и допустимо ли надевать шляпу под кроссовки.

Увеличить изображение

Валентина из журналистской семьи. Ее отец — известный фотограф дикой природы Сергей Плыткевич.

«Еще когда папа снимал на аналоговый фотоаппарат, мы ездили в Лошицу, Ботанический сад, он учил меня фотографировать. Вылазки на природу бывали постоянно. Все выходные моего детства — это Браслав, Березинский заповедник, сплавы на плотах с палатками», — вспоминает Валентина.

Она окончила журфак БГУ, несколько лет отработала в газете «Туризм и отдых», а потом потеряла интерес к журналистике и ушла в хэндмейд — занялась валянием. С этой техникой Татьяна познакомилась еще 12 лет назад, на фестивале в Польше, где сваляла свой первый браслет. Впоследствии училась шляпному делу у модисток Марины Духан и Ивы Ксеневич.

«У валяния масса возможностей. Любую вещь, какую бы ни придумал, можешь сделать, не имея ограничений по цвету или форме. Каких только шапок у меня не было — и с рогами, и в форме пней с грибами. 

А первые две шапки я сваляла родителям в подарок на Новый год. Они теперь в бане висят, — улыбается Валентина. — Потом друзья заказывали — в форме колбы, рыбы. А шапки с пупырышками, с рогами, которые я делала для удовольствия, первыми же и уходили.

Когда я начинала в маркетах участвовать, мне говорили: а на кого это рассчитано? А потом какую-нибудь шапку в форме лягушки моментально покупали, потому что нигде такого нет. Кто-то заказывал в Штаты, Израиль — в подарок друзьям».

Родители Валентины не расстроились, когда дочь решила уйти из журналистики, хотя и удивились тому, что ее увлечение валянием и шляпами стало приобретать серьезный характер.

Увеличить изображение

«Муж тоже поддержал. Шляпу физически сложно изготовить: есть фетровый колпак, и из него вытягиваются поля — для этого нужна сила. Теперь я уже наловчилась, а первое время приходилось обращаться за помощью к мужу».

Начинала дизайнер с фантазийных шляпок, а теперь делает более строгие и классические модели. Основной материал — фетр. Валентина объясняет технологию: высокий, похожий на шапку для бани, колпак намокает, насыщается составом, который помогает фетру впоследствии держать форму, и отпаривается при высокой температуре — так он становится мягче, и из него можно «лепить» разнообразные головные уборы. После придания формы шляпа в течение суток сохнет на колодке и дорабатывается — подшиваются поля, добавляется декор.

«Повезло, что мне досталось много колодок от моей тетушки, которая была шляпницей. Вообще, с колодками сложно, их никто в Беларуси не делает. Их можно заказывать из России, Украины. Но они стоят недешево, к тому же тяжелые, поэтому доставка тоже довольно дорого обходится».

Валентина замечает: маленькие головные уборы, например «таблетки», с виду простые, но делать их сложнее, чем шляпы с полями.

Есть у Татьяны несколько авторских находок. Например, жокейка с лентами, которые можно завязать как шарф. Модель появилась пару лет назад и со временем дорабатывалась — если первоначально ленты были пришиты, то сейчас они на кнопках, чтобы их можно было отстегивать.

Увеличить изображение

Жокейка с лентами.

Еще одна идея — головные уборы в виде причесок. Это отсылка к 20-м годам, когда в моде были шляпки-шлемы. Необычный головной убор выглядит не очень-то носибельно, но если его надеть задом наперед, то он вполне может вписаться в повседневный гардероб.

Модные сейчас монмутские шапки, как у британских моряков, с отворотом, Татьяна стала делать из фетра — тоже новый ход.

Увеличить изображение

Монмутская шапка. Фото Татьяны Купки.

Валентину вдохновляет мода 20-х и 50-х годов XX века.

«Во все эпохи носили множество головных уборов, а в наше время, по сути, кроме бейсболок ничего нового не появлялось. Культура носить шляпы едва не исчезла в 90-х, когда было вообще не до этого.

Теперь культура постепенно возвращается, люди интересуются головными уборами. Уже на свадьбу не обязательно выбирать фату — вместо нее может быть шляпка».

Большинство покупательниц — женщины. Мужских заказов — процентов 10—15. Чаще покупают классику. Ободки и короны заказывают для определенных мероприятий. А фантазийные шляпки, уверяет Валентина, всегда находят своих хозяек.

«Они подольше могут у меня задержаться, например на год, но всегда найдется та, которая придет и скажет: это же шляпка моей мечты! Я поняла, что если мне нравится, то наверняка отыщется еще один человек, который с удовольствием будет это носить».

Свое дело Валентина начала около шести лет назад. Удалось ли, наконец, выйти на самоокупаемость?

«До сих пор это качели, — признается дизайнер. — Бывает, что и заработала, но все деньги сразу вложила в закупку материалов. Очень нестабильно. Но когда сезон (он осенью), тогда и получается зарабатывать».

Увеличить изображение

По словам Татьяны, вести продажи только через инстаграм недостаточно — нужно обязательно участвовать в оффлайн-мероприятиях. Даже выставки, где нельзя продавать изделия, дают результат. Тем более, что шляпа — чаще всего не спонтанная покупка, на нее надо решиться, примерить несколько раз.

Если говорить о моде, то сейчас актуальны «федоры» (шляпы, обвитые лентой) и модели с широкими полями. Если же о цвете, то в тренде натуральные, спокойные оттенки. В плане декора всё сдержанно — модницы любят шляпы без цветов и прочих излишеств.

Увеличить изображение

Модель «федора».

Правила ношения шляп? Валентина улыбается: их полезно знать, чтобы нарушать. Например, есть правило, что поля не должны быть шире плеч, иначе можно сойти за гриб. Но, бывает, девушка невысокого роста, с узкими плечиками, надевает широкополую шляпу — и та сидит на ней как влитая, потому что человек уверен в себе. Высокими шляпами можно корректировать рост или сделать лицо визуально более вытянутым. Что касается цвета, то если головной убор подходит цвету лица, то и в гардероб впишется без проблем.

«Привычнее, когда элегантные шляпы сочетаются с женственным платьем, каблуками. Но мне нравится игра контрастов, если например очень женственную шляпу включить в маскулинный образ. Чтобы не было чересчур сладко.

Те же кроссовки и байка в сочетании со шляпой мне очень нравятся. В повседневной жизни такое не выглядит нарочито».

Наталия Лубневская, фото из архива героини

2
Электробус / ответить
13.11.2019 / 00:12
Вельмі раю 90% бяздарным журналістам таксама стаміцца ды пачаць штосьці вырабляць ;)
5
Максим Дизайнер / ответить
13.11.2019 / 13:09
Стайл любительниц варить свекольный суп для бедных из куриных костей, без слива первого бульона. Во всех моделях чувствуется какая-то недаработка
1
хамса / ответить
13.11.2019 / 19:19
Дизайнер , ну ёсць такое.. не паверыце, я бачу тое, што і вы) але найперш.. нешта, як гавораць, у ейных працах адназначна ёсць)
Показать все комментарии
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ JavaScript пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
2018 2019 2020
ноябрь декабрь январь
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31