Найти
04.11.2019 / 12:011РусŁacБел

«35 узлов ветер — а мы борщ варим». Белорус рассказал, как переплыл на яхте Атлантический океан

Почти каждые выходные с июня до ноября Андрей Вашкевич проводит на море. На Минском море — тренируется на яхте. Участвует в белорусских и международных регатах, а самым захватывающим его заплывом стал переход через Атлантический океан. Андрей рассказал «Нашей Ниве» о состоянии яхтенного спорта в Беларуси, ценах на суда, о 16 днях, проведенных в открытом океане, и особенностях рыбалки в океане.

«В парусном спорте заработать было невозможно, вся поддержка шла теннисистам и хоккеистам»

Андрей с 13 лет в парусном спорте. На последнем первенстве СССР в классе 470 занял третье место, выиграл первенство профсоюзов в Таганроге.

«40% сборной СССР составляли белорусы, у которых нет своего моря, — вспоминает он. — Собственно говоря, никто здесь и не тренировался. Постоянно ездили на сборы — Севастополь, Керчь, всю зиму сидели в Сочи. Меня в школе прозвали «красно солнышко»: выглянуло на неделю — и полтора месяца снова нет. Ну а потом, после распада СССР, в Россию стало дорого ездить, дешевле было в Польшу, Германию».

В профессиональном спорте Андрей оставался до начала нулевых. Рассказывает, что последний год его карьеры сложился вполне удачно — в 1999-м его экипаж стал вторым на чемпионате мира среди военных. А потом Андрей стал работать в торговле.

«Денег в спорте тогда заработать было невозможно, вся поддержка шла теннисистам и хоккеистам. На соревнования ездили благодаря тренеру — у него были друзья по всему миру, поэтому нас принимали, обеспечивали питанием и проживанием. Матчасть была несвежей. А от нее многое зависит: парусный спорт — это технический вид спорта. Если нет надежной матчасти — нет скорости, и о призовых местах можно забыть».

Яхтинг остался как хобби. Андрей участвует в любительском кубке страны, иногда ездит на международные регаты. А летом и осенью тренируется вместе с женой Ариной на Минском море. Своей яхты у них нет, но это не проблема: владельцам судов часто нужен экипаж, особенно на гонках, где в одиночку не справишься.

«Для гонок должна быть серьезная физическая подготовка. Надо знать метеорологию, аэродинамику, гидродинамику, уметь работать руками — зашить парус, срастить порванную веревку, починить навигацию», — объясняет Андрей.

Арина начала всерьез заниматься яхтингом год тому назад. Настолько увлеклась, что морская тематика даже отразилась на гардеробе — сегодня в нем преобладают синие, голубые и полосатые вещи.

«Единственная сложность — у меня не аналитический склад ума, и я иногда не могу понять, как и что в яхтинге работает. А физически это нетяжело. Хотя после первого дня гонки, в которой недавно участвовала, пришлось нелегко, потому что дул сильный ветер — надо было откренивать яхту, пересаживаться с борта на борт. Соответственно идет упор на руки и ноги. На берег сошла — всё ватное было», — делится Арина.

Права на управление яхтой на внутренних водоемах получают в Беларуси. А сами суда чаще всего покупают в Польше, Литве, Латвии. Подержанная яхта по цене сопоставима с автомобилем. Маленький швертбот стоит около $3 тысяч, «эМ-КА» на троих — $4 тысячи, «Натали» — около $5…$6 тысяч.

«Дельфины сопровождали — распугали нам рыбу»

Шанс переплыть под парусом Атлантику Андрею выпал неожиданно. Знакомые пригласили перегнать яхту — судно ранее участвовало в кругосветной гонке, выиграло несколько этапов и должно было вернуться с Карибов в Европу.

Всего в экипаже было четыре человека.

«Яхта была доработана под сложные морские условия, выдерживала ураганный ветер. Были все необходимые средства безопасности — жилеты, система АИС (предупреждения столкновения в море). Связь через спутник поддерживалась постоянно. Прогноз погоды со спутника приходил раз в двое суток, и в зависимости от этого мы прокладывали маршрут. Мы уклонялись от штормов. Лишь в один день было усиление ветра до 35 узлов (18 метров в секунду. — NN.by) — уменьшили площадь паруса. Пережили. Днем это все проще переносить, ночью, конечно, сложнее — стояли на вахте по два часа», — рассказывает Андрей.

Весь путь от карибского острова Антигуа до испанского города Бенальмадена занял 23 дня. Из них 16 дней — в открытом океане.

«Если брать прямой маршрут, то там зона штилей, — дорога могла затянуться. Если очень резко на север — там усиление ветра. Поэтому шли посередине. Мы очень быстро прошли путь, хотя и в расслабленном круизном режиме. Обычно переход через океан занимает 20—27 суток».

С собой в дорогу экипаж взял более 80 литров воды, плюс два бака-опреснителя. Из еды были консервы, фрукты, овощи. Зеленые бананы опускали в морскую воду — и через три дня они становились спелыми. Но сетку апельсинов пришлось выбросить — испортились, потому что бананы выделяют газ, который ускоряет созревание.

На борту готовили салаты, супы.

«35 узлов ветер — а мы борщ варим», — улыбается Андрей.

Рассказывает, как ловили рыбу в океане. Первый раз, когда подцепили крупную рыбу, та сорвалась — крючок из нержавейки в соленой воде на скорости затупился. А потом удалось выловить 10-килограммовую махи-махи (ее еще называют золотистой дорадо).

«Вкусная. Два дня ели, а на третий день из остатков уху сварили», — вспоминает Андрей.

Пресную воду старались экономить. Мылись в океане, а в душе потом только смывали соль.

Во время путешествия экипажу не раз встречались обитатели глубин.

«Летучие рыбы — это что-то невероятное, особенно если на океанской волне поднимается косяк из 50 рыб. Они реально машут плавниками и летят! Утром идешь по палубе — две-три рыбины лежат.

Дельфины нас сопровождали. Практически половину пути стая шла рядом с нами, и рыбалка на этом закончилась (улыбается). Яхта ночью идет с навигационными огнями, свет и шум двигателя привлекают рыбу — а тут дельфины распугали.

Эхолот работает — понимаешь, что под тобой 6,5 км воды. То есть пешком до дна полтора часа. Потом раз — и на приборе выскакивает 10 метров. Поначалу это сильно пугало, особенно ночью. А потом уже понимал, что это где-то под яхтой дельфин.

Китов встречали. Вдали проплывал кашалот — ласты поднял, помахал. А когда подходили к Азорским островам, видели фонтанчики в метрах в 200-х».

Страшно ли столько дней подряд находиться в открытом океане? Андрей вспоминает, что заволновались лишь однажды, когда заметили 12-метровый привальный брус, который плавал неподалеку. Когда же выходили с Карибов, видели довольно много аварийных буев на месте затонувших судов.

А жена Арина признается, что однажды перепугалась за мужа:

«У меня было приложение на телефоне, на котором я отслеживала раз в сутки местоположение яхты. И помню, двое суток не обновлялась информация — точка просто стояла на месте. А позвонить возможности нет. В этот момент стало страшно».

Андрей делится: после трансатлантического перехода начинаешь чувствовать, что земной шар не так велик, как казалось.

«Зачем вообще пересекать океан под парусом? Это в первую очередь испытание для организма. Открытый океан — это единственная возможность «перечиповаться», потому что там ты живешь по принципу «здесь и сейчас».

Когда на горизонте впервые за две недели появляется берег, невольно думаешь, что это просто идет циклон. Потому что мозг отказывается верить в то, что ты уже оказался рядом с натуральной зоной своего существования. А глаз еще долго привыкает к автомобилям, людям и ко всем остальным приметам цивилизации».

Наталия Лубневская, фото из архива героев

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930