Написать новость
Найти
15.10.2019 / 22:11 33

Андрей Дынько: Что не так с идеями Прокопени об образовании? 8 пунктов

Мой старший сын год назад получил аттестат и сейчас учится на втором курсе Белорусского государственного университета. Моя средняя дочь заканчивает школу в этом году. А младшему скоро идти в садик. Так что я отучился в школе уже трижды и не без внутренней радости готовлюсь к четвертому разу.

Мои дети ходили в разные гимназии, лицеи, мне есть что сопоставлять.

Классно, что Виктор Прокопеня поднял тему адаптации образования к современному миру и новой экономике — тем более после высокого совещания. 

Большинство того, что я слышал об образовании от высоких чиновников, абсолютно оторвано от реалий жизни. Они не понимают, что можно, а чего невозможно добиться от сегодняшних детей, сегодняшних родителей и сегодняшних педагогов. В результате состояние образования «на бумаге» остается оторванным от состояния его «в действительности».

В идеях Прокопени я вижу здравый смысл, но вижу также несколько существенных ошибок перспективы.

Читайте также: Прокопеня сформулировал 20 предложений для школьной реформы

1. Гуманитарное образование

Фундаментальная проблема белорусской школы — не в отсутствии курса основ бизнеса, а в полной деградации гуманитарных курсов.

Техническое образование у нас неплохое. А вот в гуманитарном мы из СССР вышли, а никуда не пришли.

Недавно я был на вдохновляющей встрече в ПВТ, и из того, что меня поразило: в будущем у нас будут востребованы не только технари, а все в большем количестве гуманитарии, так как побеждать будет более креативный.

К сожалению, нынешняя белорусская школа (и даже университеты) не готова к этому вызову. Она остается основанной на зубрежке, некритичном заучивании. Взгляните, какой скучный, прошловечный курс обществоведения мы имеем в школе, дети засыпают на этом учебнике, хоть цифруй его хоть не цифруй. Там, где нужно все основывать на диспуте, предлагается заучивать термины и имена социологов.

Без поворота к развитию умения рассуждать, критически мыслить мы не сможем формировать конкурентоспособных в современном мире детей.

Читайте также: «Товарищ Карпенко, а известно ли Вам, с чего любимые Вами финны начинали?» Ответ учителя министру образования собрал сотни откликов

2. «Очковтирательство»

Наша нынешняя школа приучает детей с малых лет лгать. Физкультура, трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности даже в столичных школах только на бумаге излагаются, а в глубинке и преподавание половины предметов превратилось в профанацию. 

Контрольные списываются. Школьные экзамены превратились в фокус. Детей подписывают на газетки, которых никто не читает, и записывают в организации, которые им сто лет не нужны. «Главное — делать вид» — выносят они, и родителям трудно этому противостоять.

Дети недополучают базовую для передовых обществ ценность — честность.

3. Национальное самосознание

Прокопеня об этом не упоминает, но это как раз та сфера, где имеем полный провал.

Пока дети будут выходить из школы без знания национального языка и без уважения к национальным традициям, мы не построим сильного и стабильного государства. Все будет периодически падать, как дом без фундамента.

А знания национального языка не достигнут без увеличения количества предметов, которые на нем преподаются и без изменения методики его преподавания — нужно погружение.

Ни одна успешная страна Центральной и Восточной Европы без этого не обошлась.

4. Дошкольное образование

Прокопеня о ней не упоминает, а там — базис. Сами принципы дошкольного образования отстали от жизни, там остается все на принуждении и одной гребенке, а жизнь-то и экономика уже не такие. Но, думаю, и в дошкольной сфере также ничего не изменишь без роста зарплат.

5. Система оценки знаний и вес диплома

Базовая проблема нашей школы и подавно универов — это завышенные оценки. Аттестат тогда начнет цениться, когда не все его будут получать. Школьные экзамены тогда будут экзаменами, когда их принимать будут независимые комиссии, по примеру ЦТ. А белорусские дипломы тогда будут котироваться, когда их перестанут выдавать за сам факт посещения занятий и оплаты за обучение.

6. Содержание, а не форма

Все худшие учителя и директора из моей практики выедают мне и моим детям мозги какими-то тупыми правилами: сколько клеточек отступать, подписывать тетради «ученица гимназии» или «ученица учреждения образования …» Я попадаю в финскую школу: там сидят все как хотят, пишут как хотят, ходят куда хотят, одеваются как хотят, но учатся.

7. Равный доступ

Упрощение аккредитации для частных учреждений не изменит качества образования в целом. Я не против этого, но это не видится мне ключевым. Наоборот, если либерализировать частную школу без изменений в школе государственной, мы рискуем создать дорогие элитные школы и несправедливые преимущества. Равный доступ к образованию — не порок, а сильная сторона белорусской системы, и это надо сохранить. В Америке за это борются, а нам нужно просто это не потерять.

8. Зарплаты учителей

Я согласен с Прокопеней, что учителям нужно поднять зарплаты. Но я ставлю этот пункт 1-м, а не 11-м. Все предложения о «спонсорской помощи» школам или создания «экспериментальных школ при ПВТ» приведут к улучшению образования избранных, элитной группы — случайно или целенаправленно определенной, но узкой.

Без роста зарплат учителей как класса все разговоры об улучшении качества образования в стране в целом останутся разговорами.

Информации сейчас вокруг нас — множество. Педагог больше не эксклюзивный носитель знаний, каким он был в белорусском селе середины ХХ века, сейчас его задача прежде всего — научить учиться, зажечь в детях желание учиться. Если в школах не будет кадров, способных к этому, то никакие новые учебники, никакое оцифровка не поможет.

По моему мнению, и простое подтягивание заработка педагога до среднего по стране после десятилетий недооплаты не даст эффекта. Нужен распиаренный план вывода зарплат педагогов на выше средних. Только так мы сможем вернуть в школы кадры, сделать учительство модным.

Но чтобы эти деньги найти, придется их из бюджетного пирога где-то в другом месте вырезать. И об этом тоже нужно говорить без популизма.

Читайте: Дынько: Как белорусское образование делает из подростков профанаторов

NN.by

14
Ляксандра / ответить
16.10.2019 / 16:41
Пан Дынько зациклился на "веданьни нацыянальнае мовы".Не будет учащийся её знать-тупой.А следовательно развития в стране нет.И прочая.В США половина учащихся,если не больше, элементарно не владеет английским языком.И что,это влияет на экономику государства?Дайте право выбора родителям.Им виднее какой язык и в каком уровне изучать детям.
Аўтар. Не пішыце лухты. Вы былі ў Амерыцы? 99,9% падлеткаў валодаюць англійскай мовай.
1
Лявон Баршчэўскі / ответить
16.10.2019 / 23:22
чаму выжыў Беларускі гуманітарны ліцэй у самых неспрыяльных умовах і функцыянуе ўжо нашмат даўжэй за тую самую легендарную Віленскую беларускую гімназію (якая існавала ўвесь час зь дзяржаўнымі датацыямі)? Пра Царскасельскі ліцэй нават і не кажу: улады кіўнулі пальцамі - і той знакаміты ліцэй (калыска Пушкіна й дзекабрыстаў) папросту зьнік!

Адказы: 
1) выкладчык і вучань у Беларускім ліцэі мае поўную свабоду самавыяўленьня, а найперш - свабоду творчасьці; пры гэтым бюракратычныя рэчы ды працэдуры зьведзены да мінімуму (у вучняў ніколі не было нават абавязковых дзёньнікаў і г.д.);
2) у ліцэі, як і ў грамадзтве, гендэрная прапорцыя выкладчыкаў заўсёды складала прыблізна 50 на 50 працэнтаў - зь невялікімі адхіленьнямі то ў адзін, то ў другі бок;
3) самыя бяздарныя дзяржаўныя навучальныя праграмы й падручнікі замяняліся й замяняюцца на распрацаваныя сваімі выкладчыкамі;
4) галоўны крытэр посьпеху і росту чалавека тут - ягоная адказнасьць.
0
Нейкі чалавек / ответить
16.10.2019 / 23:29
Ляксандра, руская мова непазбежна ўцягвае беларусаў у культурную прастору сучаснай Расіі. "Культуру" гэтай культурнай прасторы вы ведаеце. Мяркую, для вас не будзе адкрыццём, што Пушкін з Дастаеўскім і нават Леў Талстой даўно памерлі. У нашых умовах няма сваёй мовы, няма сваёй культуры - няма сваёй краіны. Няма краіны - беларусы фактычна назаўсёды знікаюць, і нашыя нашчадкі будуць стагоддзямі жыць і мучыцца сярод скрэпных. Бо тыя ніколі добра не жылі і ніколі добра жыць не будуць. Гэта да сувязі паміж моваю і эканомікаю. Часам тут могуць запярэчыць прыкладам Аўстрыі ці Швейцарыі. Толькі Германія - не Расія. Таму прыклад яўна няўдалы. У нас абсалютна іншыя ўмовы.
Показать все комментарии
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ JavaScript пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
2018 2019 2020
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30