Найти
14.09.2019 / 15:11РусŁacБел

Билет на выход. В Минске поставили мультимедийный перформанс Exit

Exit — мультимедийный перформанс, который делает большая команда артистов, под руководством Сергея Пояркова, харизматичного хореографа, известного своими экспериментальными постановками в рамках различных минских хореографических тусовок. Exit - один из самых массовых перформансов в Минске, после премьеры 13 сентября Сергей Поярков на зрителей сказал: «Надеюсь, нас станет еще больше…»

Проходит перформанс в рамках Арт-фестиваля «Мифологемы тысячелетия» Алеся Родима. Тотальная экспозиция Родима заполняет всё пространство огромного цеха Ok16. Картины, такое ощущение, везде, огромные полотна нависают над зрителем. Видеомаппинг подсвечивает картины в разных местах, и от этого тревожная атмосфера картин Родима еще усиливается. Используется много световых акцентов, зал подсвечивается то с одной стороны, то с другой (возникают классные эффекты, когда свет бьет прямо над головами). Рассадки у зрителей нет, они могут стоять или ходить, где захотят, и если отвлекаешься от действия, картины Родима помогают остаться… По сути, Exit можно назвать иммерсивной экскурсией по «Мифологемам тысячелетия», хотя, насколько я понял, для организаторов связь двух проектов в какой-то степени условна.

Выставка Родима посвящена феномену берлинского арт-сквота «Тахелес», а Exit - падению берлинской стены. В центре зала стоит большой стол-постамент, на котором подсвечена карта разделенного Берлина. Но каких-то конкретных отсылок к событиям, какой-то четкой сюжетной линии, драматургии в действии нет. Это такое впечатление о разрушении берлинской стены в виде пластических этюдов.

В начале я подошел ко входу в зал, он занавешен большими старыми коврами, можно пройти между коврами, а можно в дырки, прорезанные в середине ковров. Попав внутрь, я получил сразу мощным прожектором в глаза. Захожу в большой просторный зал, сразу чувствую растерянность, хотя на выставке я уже был не один раз. Люди постепенно заполняют зал, где быть, куда идти не очень понятно. С любопытством рассматриваю тех, кто забрался на паллеты и небольшие подиумы: это уже артисты?

Вопрос очень уместен, потому что действие начинается среди зрительских толп. Вдруг я обращаю внимание на девушку, которая конвульсивно движет руками и ногами. Я понимаю, что действие началось. Вокруг перформеров сразу возникают круги внимания. Вдруг замечаю, что большое количество людей устремилось к столу, где изображена карта Берлина. Людей очень много, подобраться поближе у меня не получается. Издалека я вижу, что парень и девушка стоят с разных сторон стола и смотрят друг на друга.

Но мне повезло, именно с моей стороны начался другой пластический этюд. Несколько перформеров проползать к столу как раз рядом со мной, толпа инстинктивно раздвинулась, и я оказался в первых рядах. Я сразу сажусь, как это принято на европейских уличных фестивалях, и предлагаю сесть людям рядом со мной, так будет лучше видно людям вокруг. Меня не слушаются. Мне кажется, очень многие могут упрекнуть организаторов, дескать, пространство организовано непонятно, не было ничего видно, хотя по большому счету, это мы сами организованы непонятно и постоянно мешаем друг другу. Это неумение организоваться делает условный «входной билет» на Exit значительно дороже.

Артисты лежат на полу. Девушка, которая стоит у стола, достает тетрадь, вырывает лист, и вот у нее в руках оказывается бумажный кораблик. Такие же кораблики вдруг оказываются у всех перформеров, этими корабликами они «плавают» друг по другу, поднимаются, кораблики плавают, плывут уже по зрителям. Я вижу, как артистка предлагает кораблик зрительнице, которая неловко берет его и оставляет, не зная, что с ним делать. Во время спектакля много раз возникают моменты, когда зрителям ненастойчиво предлагают стать частью действия. Несколько человек со зрительскими браслетами становились частью действия то тут, то там. В спектакль Exit вход свободный, просто эта цена, которую не все готовы заплатить.

Дальше морская тема продолжается большой сценой с моряками и капитаном, действие еще несколько раз проникает в другие локации большого зала (в одном из эпизодов толпа громит в углу старый автомобиль), но основная история возникает вокруг этого стола. Несколько раз во время спектакля к нему приливает волны перформеров, пытаясь наладить контакт с двух сторон, пока в конце это наконец не получается.

Получается, что Берлинская стена в Exit - это больше про преодоление человеческой разобщенности. Человек выглядит в этих многочисленных этюдах слабым, напуганным, недоверчивым. Все эти слабости не так легко преодолеть, что-то внутри нас не дает нам быть правильными и хорошими. У нас получится, если мы будем продолжать вновь и вновь.

Отсутствие стройного сюжета и каких-то исторических отсылок можно было бы поставить спектаклю в упрек, если бы Сергей Поярков ставил перед собой конкретную задачу, но она-то как раз сформулирована максимально абстрактно: «Падение Берлинской стены стало европейским символом борьбы и единения двух миров, способов мышления». Ответы на вопросы, кто с кем борется и что за способы мышления вдруг были объединены, уверен, дали бы спектаклю большую концептуальную стройность, а, может быть, наоборот усложнили бы его. Возможно в пространстве цеха можно показать только такую максимально абстрактную версию событий 1989 года.

Что у проекта получилось, так это создать действительно масштабное действо, в котором задействовано какое-то безумное количество независимых артистов. Визуально и музыкально спектакль захватывает и развлекает. И если настроится на правильную волну и не бегать по залу в поисках сюжетных связок, то можно стать свидетелем невозможной красоты, настолько удалось артистам погрузиться в эти абстракции поиска возможности контакта людей друг с другом.

Выход есть, как бы говорят организаторы перформанса, но он не дается нам просто так.

Фото: FB-страница мероприятия

Алексей Стрельников

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930