Найти
30.09.2019 / 18:252РусŁacБел

«В отеле в Солигорске ночевали вместе с медведицей». Клоуны Юрий Тарасёнок и Наталья Суворова рассказывают о своих приключениях

Видели вы возле Минского цирка скульптуру клоуна? Скульптор Сергей Бондаренко лепил ее с нашего собеседника — клоуна Юрия Тарасёнка, который отдал этой нелегкой и порой совсем не смешной профессии 37 лет жизни.

Недавно Юрий уволился из Белгосцирка и продолжает заниматься любимой работой уже в коммерческих проектах, а его жена, Наталья Суворова, на сегодня — единственный клоун, который продолжает работать в штате нашего цирка. Кроме работы клоуна, Наталья выступает с дрессированными собачками и крутит хула-хуп.

Юрий Тарасёнок и Наталья Суворова. Дуэт и на сцене и в жизни.

Юрия и Наталью поклонники цирка знают под именами пан Жоржик и Гаврош.

О тех, «кем заполняют перерыв», и почему ни Наталья, ни Юрий на это не жалуются, семейный дуэт рассказал «Нашей Ниве».

«Нами не заполняют перерыв, клоуны — самые важные люди в цирке»

Начать надо с того, что амплуа Натальи и Юрия в цирке — коверные клоуны. Они выступают во время смены ковра в паузах между выступлениями артистов.

«Нас совсем не обижает, что мы выходим между выступлениями других артистов, нас обижает, когда руководство цирка задерживает зарплату», — смеется Юрий Тарасёнок.

На самом деле, Юрий и Наталья считают, что коверный — самая престижная профессия в цирке.

«Вы не заметите, если, например, отменится выступление воздушного гимнаста или эквилибриста, но если в представлении не будет клоуна — это уже не цирк. Мы — коверные — это стержень всей программы. Попробуйте сконцентрировать внимание публики только на себе, в то время как униформа расставляет тумбы, готовит манеж. Это большое искусство», — уверен Юрий Тарасёнок.

Гримерки клоунов во всех цирках находятся на первом этаже прямо у выхода на манеж.

«Потому что клоуны в цирке главные. Есть клоуны игровые, как мы с Наташей, есть трюковые. Есть грустные, есть веселые, есть белые, есть рыжие. Но у всех нас задача одна — влюбить публику в цирк. И что самое важное, влюбить маленьких детей в цирк. Потому что если взрослый человек, даже если ему не смешно, может тебе подыграть, то детские глаза не обманешь. И если ребенок тебе верит, смеется, сопереживает тебе, значит, образ сложился», — уверен Юрий.

Сейчас трудно в это поверить, но Юрий Тарасёнок в клоунаду пришел из акробатики.

«В детстве я занимался спортивной гимнастикой, получил мастера спорта и стал понимать, что чемпион из меня не получится. Стал искать чем заниматься. В ДК Тракторного завода в то время была очень сильная цирковая студия, пошел туда. Как-то к нам пришли акробаты из цирка, они искали в номер человека, попросили меня показать, что я умею. Я показал, они меня спросили: «Пойдешь к нам?» Я такой: а почему бы не пойти. Года четыре я был акробатом, но все чаще присматривался к клоунам. Невероятно нравилось. Ну и постепенно стал заниматься исключительно клоунадой. И так уже 37 лет», — делится Юрий.

Здесь, в Белгосцирке, Юрий встретил Наташу Суворову, которая выступала в номере с хула-хупами. 

«Присматривался к ней, поженились, работали вместе в цирке, но в разных номерах. И только спустя длительное время, когда мне понадобился ассистент в номер, я попросил Наташу», — рассказывает Юрий.

«Я отнекивалась, говорила, что вынесу что-нибудь из реквизита, быстренько подам и убегу с манежа. А там по сюжету нужно было, чтобы я обежала вокруг клоуна, я так и сделала. И во время выступления Юрий случайно сильно меня толкнул, я от неожиданности шмякнулась на пятую точку. И все засмеялись. Я от страха, стыда, смущения и растерянности не знала, куда мне деться, думала, вот прямо сейчас убегу с манежа и больше никогда в жизни не выйду на него. Но люди смеялись. Я подумала: а вдруг у меня действительно получается быть смешной?» — включается в разговор Наталья Суворова.

Наташа и Юрий никогда к цирку отношения не имели. Они не воспитывались в цирковых династиях.

Наталья тоже пришла в цирк из гимнастики. Закончила цирковую студию в Молодечно. С номером с хула-хупами ее взяли на работу в филармонию. Потом пригласили в шапито. И уже тогда взяли на работу в Белгосцирк, где она продолжает выступать по сей день.

Целый год не быть дома для клоуна — нормально

В одной известной песне о цирковых артистах поется, что их дом — фургончик в поле чистом. И это правда.

«Одна программа ставится на несколько лет. И в одном и том же цирке программу можно показывать не чаще чем раз в три года. Поэтому гастроли и цирки шапито — это хлеб цирковых артистов. Хлеб тяжкий. У нас же нет номеров-люкс. Бывает, приедешь на гастроли, а цирк только расставляют, там даже уборной нет», — рассказывает Юрий.

С Белгосцирком Юрий и Наталья объехали полмира.

«Белорусский цирк — это лучшие традиции советской цирковой школы, самой сильной в мире. Вы скажете, что Дю Солей самый известный цирк. Я не соглашусь. Дю Солей — это театр, шоу, но не цирк. Расскажите, как можно смотреть на жонглера, который выступает на заднем плане, а перед ним двадцать артистов кордебалета?» — рассказывает Юрий.

Если во времена Советского Союза гастроли проходили в основном по союзным республикам и по дружественным странам, то теперь география гастролей белорусского цирка охватывает чуть ли не весь мир.

«Нас очень тепло принимают в арабских странах», — рассказывает Юрий.

«В Кувейте была смешная история, — добавляет Наталья. — Наш номер с паном Жоржиком и Гаврошем — это история белого, серьезного клоуна, которого играет Юрий, пан Жорж, и меня, рыжего клоуна — озорного мальчишки Гавроша. Номер-трасформация. Я в номере озорничаю, даю клоуну пинка, разве что на голове не хожу. А в конце нашего представления снимаю костюм мальчика и остаюсь на комплимент — это так называется поклон — в красивом блестящем платье. Снимаю шляпу, скрывающую мои длинные светлые волосы. Так было в Кувейте. Я трансформируюсь — и в зале устанавливается мертвая тишина… В этот момент публика уже должна была бы аплодировать. Вот мы так стоим с Юрой, хлопаем глазами, и не можем понять: это наш провал? Пауза, кажется, продолжалась целую вечность. И вдруг все эти арабы подпрыгивают с мест и начинают кричать от восторга. Для них настолько неожиданным и шокирующим было то, что за образом мальчика Гавроша скрываюсь я», — рассказывает Наталья.

А случалось за долгую творческую жизнь в наших героев и такое, что переодеваться было не во что.

«Вот буквально два месяца назад мы гастролировали в Симферополе, а Юра забыл чемодан с моими вещами. Приехали мы туда за два дня до выступления, а у меня из сценического костюма только брюки. Что делать? Разыскали ателье, где срочно сшили кепку. И очень повезло, что в Севастополе сейчас живет выдающийся белорусский клоун Федор Гулевич. Позвонили ему, он сказал: подъезжайте, что-нибудь вам подберем. И он мне одолжил на выступление свои клоунские ботинки 43 размера. А я же нашу 35! Короче, он спас наше выступление», — рассказывает Наталья.

Знали ли вы, что клоуны свои носы не покупают в магазине, а лепят сами из папье-маше, точно под свой нос?

«Даже в таких форс-мажорных ситуациях клоун должен выходить и работать. На выступлениях коверных завязаны все номера программы. Нельзя заболеть, не прийти. Я помню, как у меня умерла бабушка и мне сообщили об этом как раз перед выступлением. Я вынужден был сглотнуть слезы и выйти на манеж. А был еще такой случай с нашими коллегами: клоун сломал ногу и, чтобы не срывать выступление, разрисовал гипс и костыль под березу и выступал так», — рассказал Юрий.

К животным в цирке относятся как к детям

Юрий и Наталья признаются, что сейчас особенно ценятся артисты, способные показывать в цирковой программе несколько номеров. Кроме игровой клоунады, Жоржик и Гаврош показывают номер с дрессированными собачками.

«С нами собаки работают уже много лет. Наш популярный номер называется «Арифметика»: наш пудель считает до 10 и решает некоторые математические примеры. Другой наш пес — танцор», — рассказывает Наталья.

«Неправда, что животные в цирке страдают. И то, что в цирке животные выступают, это нормально. Поймите, сейчас нет укротителей, а есть дрессировщики. И поверьте, они своих животных очень любят, не издеваются над ними. А дрессура — это такой же элемент воспитания, как вы воспитываете своих домашних питомцев», — утверждает Юрий.

Наталья и Юрий вспоминают, как дрессировке поддался их домашний питомец — 5-метровый питон Петрович.

«Он откликался на свист. Бывает, я его потеряю где-нибудь в квартире, позову свистом, смотрю, он медленно поднимает голову — оказывается, что он на месте», — рассказывает Наталья.

«Действительно, Петрович признавал только Наталью. Знаете, в Индии питоны даже дом охраняют. Вот и наш Петрович охранял Наталью. Как только она его подзывала, он полз посмотреть, всё ли с ней в порядке. Он и спал с нами вместе. Ой, Наталья вообще бесстрашная. В Солигорске в номере с медведицей ночевала», — говорит Юрий.

После этого случая директор солигорской гостиницы «Новое Полесье» пообещала не то что с медведями, а даже самих артистов цирка в гостинице больше не селить.

Дело было так. Артист цирка, дрессировщик Сергей Причинич, умолял администрацию гостиницы заселить его в номер вместе с медведицей Жизелью. Те согласились. Но Сергею нужно было выйти ненадолго, он попросил Наталью присмотреть за своей любимицей.

«Дал мне палку, которой я должна была делать медведице «ну-ну» и ушел. Как только дверь закрылась, Жизель отняла у меня ту палку. А время было позднее. Я устала, вижу, что медведица сама с собой играется, копошится, сосет лапу, я и заснула. Проснувшись, увидела, что в номере ни штор нет, ни обоев. Жизель позабавлялась», — вспоминает Наталья.

«Медведи — самые непредсказуемые существа в цирке. Если хищника можно просчитать, увидеть, что тигр, например, готовится нападать, то медведь все делает исподтишка. А потом еще отвернется, мол: «Нет, это не я». Был еще случай, когда на гастроли в Калининград мы ехали в купе с шимпанзе Азиза Аскаряна — упросили проводника поезда ее пустить. Представьте себе картину. Вы идете по коридору, а из купе высовывается волосатая рука и тянет вас внутрь. Кстати, шимпанзе стоит 25 тысяч евро. И артист-дрессировщик приобретает животных за свои деньги. Как вы думаете, будет ли он над ними после этого издеваться? Хотя, признаемся, что в семье не без урода. Но это уже не дрессировщики», — добавляет Юрий.

«Скоро Новый год. Уже пора готовить программу для утренников. Это самое горячее у артистов цирка время. В день, бывает, даем по четыре представления. И это при зарплате в 400 рублей. Так что белорусский цирк — это далеко не так весело, как кажется», — отмечает Юрий.

«Как бы там ни было, но иной профессии мы себе не представляем», — добавляет Наталья.

Наталья Тур, фото из архива героев

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930