Найти
31.08.2019 / 10:4523РусŁacБел

На смерть Артема Хорошея, 25-летнего учителя из Вилейки, который покончил жизнь самоубийством

Я не видел его и не слышал о нем. И если бы не его трагическая смерть, наверное, никогда бы не узнал, что в Вилейке такой учитель — Артем Хорошей.

Из всех комментариев, посвященных этому событию, которые я прочитал на сайте «Нашей Нивы», выделю один: «Вы можете представить себе в ЕС или Канаде, что учитель живет в общежитии, как беженец из воюющих государств? Зарплаты учителя не хватает даже на аренду жилья…».

Теперь задам вопрос тем, кто читал трилогию Алексея Толстого «Хождение по мукам». Сколько комнат было в квартире молодого питерского инженера Ивана Ивановича Телегина?

Этот вопрос я любил задавать инженерам и техникам знаменитого с свое время «Интеграла», которые, словно студенты, ютились в небольших комнатах по четыре и даже пять человек в «общаге» на улице Казинца.

А еще я любил задавать такой вопрос: что купил на свою первую зарплату сормовский рабочий Павел Власов из повести Максима Горького «Мать»? И может ли что-то подобное и в таком количестве купить на свою зарплату советский инженер, учитель, врач?

«Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников».

Читая в молодые годы эти слова, я невольно экстраполировал их на советскую действительность. Маркс и Энгельс и подумать не могли, что в России, прикрываясь их именами, к власти придут люди, которые будут работать не на возвышение, а на понижение человека, что в буржуазных Канаде и Штатах, в Германии и Франции будет больше социализма, чем в «первой стране победившего социализма». Врач и юрист, инженер и учитель там не ютятся в «общагах», не живут в деревенских хатах, где ни водопровода, ни горячей воды, ни канализации. Там мигрантов из Азии и Африки в таких условиях держать нельзя.

А еще я любил цитировать Ленина: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе… К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъёмом, и над всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения».

Вот об этом «главное, главное и главное» постоянно забывали и забывают те, кто называли и, наверное, как министр Карпенко, еще называют себя коммунистами-ленинцами.

Учитель царской гимназии мог себе позволить путешествие в Берлин или Париж. И даже народный учитель (учитель начальной школы) Андрей Лабанович в царское время жил несравненно лучше многих коллег в суверенной и «европейской» Беларуси: у него было гарантированное жилье при школе, а сторожиха бабка Марья за ним убирала, ему готовила и, конечно, стирала рубахи и исподнее.

Обычно в рационально построенной системе действует такое правило: я даю тебе всё для твоего безбедного существования, но требую от тебя работы. В большевистской и постбольшевистской системе «европейской» Беларуси всё наоборот: я требую от тебя работы, но не гарантирую тебе безбедного существования. Не гарантируя тебе безбедного существования, я требую от тебя… Лучше не перечислять, что сейчас требуют от учителя и преподавателя техникума или вуза.

Когда говорят, что у профессии учителя низкий престиж, то проблема не сводится лишь к материальному положению, о котором писал Ленин. Проблема в том, что учитель беспомощен перед системой. Он не может поставить ученику оценку, которая бы соответствовала настоящему уровню его знаний, он не может дать ему задание на лето, оставить на второй год… Уже и студентов у нас нельзя оставлять с «хвостами» и исключать из вузов. Даром что они не ходят на лекции и практические занятия, не читают в неаудиторное время. Педагог беспомощен перед бездарями, лентяями и хамами и перед их родителями. Вынужденный выводить нужные начальству оценки, обеспечивать нужные начальству показатели, педагог становится лжецом и посмешищем в глазах бездарей, лентяев и хамов и их родителей. И в посмешище, в достойного жалости человечка он превращается, когда вынужден ходить по домам и квартирам, выслушивать не всегда трезвых родителей, составлять всякие бумажки.

Я не хотел бы влезать в политику, хотел бы все свести к социальным и нравственным проблемам. Но… Точно знаю, что в советское время учителей не любили за пропаганду атеизма, особенно тех двурушников, кто тайно крестил детей и даже не обходился без крашеных яиц на Пасху. Не любили за ложь о «самом передовом в мире строе», о «самой счастливой жизни», о «самой передовой науке» и т. д. Пропагандировать атеизм от педагогов теперь не требуют, но многие из них вынуждены лицемерить, лгать и рассказывать своим ученикам о «белорусской модели», «социально ориентированном государстве», о «мудрой политике»… нет, не КПСС, а «всенародно избранного». А еще должны заседать в избирательных комиссиях и также лицемерить и лгать. Но деполитизацией учебных заведений у нас и не пахнет. Почти всё, как при КПСС.

…Жаль, что Родину, спасаясь от этой «модели», тысячами покидают молодые люди.

Жаль, что отдельные молодые люди хотят распрощаться с этим неуютным миром.

Мягким пухом Тебе земля, Артем.

Анатолій Сидоревич

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера