Найти
18.07.2019 / 13:464РусŁacБел

Из библиотеки репрессированного поэта Алеся Дудара рабочие украли 75 раритетных книг — следователям удалось найти только три

Свою библиотеку поэт Алесь Дударь начал собирать более сотни лет назад. Библиотека пострадала от обысков НКВД, пережила самого Дудара, ее спасала мать поэта во время Второй мировой войны… А сегодня библиотека пострадала от белорусских строителей.

Алесь Дудар (настоящее имя Александр Дайлидович) был репрессирован в 1937 году.

Подробности рассказала «Нашей Ниве» писательница и литературовед Анна Северинец.

«Личная библиотека Алеся Дудара, как и любая писательская библиотека, — уникальный артефакт. Дудар собирал книги всю жизнь, начав еще с учебы в гимназии: там есть книги, датированные и подписанные 1915 годом.

Интересна она еще и тем, что это исключительно гуманитарная библиотека, собранная человеком, который глубоко интересовался гуманитарными проблемами: художественная литература, русская и белорусская, книги по теории литературы, по общей истории. Много книг на немецком и французском, ведь Дудар свободно читал на этих языках», — рассказывает Анна Северинец.

«Среди книг встречаются совсем редкие экземпляры с автографами Ходасевича, Городецкого, Сологуба. В те времена в минский букинист попадали и такие книги, Дудар их отслеживал. Кстати, букинист тогда находился в доме напротив легендарной «Чебуречной» на Володарского. Вот там и «кормились» редкими книгами белорусские литераторы», — шутит Анна Северинец.

Много книг в библиотеке — с владельческими подписями самого Дудара. Конечно, много экземпляров, подписанных белорусскими литераторами: Коласом, Купалой, Ходыко, Головачом…

Библиотека была огромной: даже сегодня, спустя столетие, в ней более 1000 единиц. Но эта книжная коллекция сильно пострадала в 1930-х годах во время обысков. По словам родственников, вывезли шесть машин книг, а Дудара имелись очень редкие издания: это и Есенин, и Блок, и Пушкин…

«Точно неизвестно, действительно ли вывезли шесть машин и что там были за машины. Но видно, что отсутствует много книг, которые по логике должны быть в библиотеке, — рассказывает Анна Северинец. — Библиотека эта сохранялась все время в семье Дайлидовичей: сначала ее, как последнее, что осталось после сына, берегла мать, потом — сестра, потом — племянница.

Мать его была неграмотной. Но очень любила сына. Она пыталась его разыскать, когда он исчез, писала даже Берии.

И книжки сына для матери поэта были как святое. Когда в войну Минск бомбили, мать ничего не выносила из дома — кроме тех книг. Бегала туда-сюда, выносила их на то же место во дворе — чтобы не сгорела библиотека, если вдруг дом сгорит. А во времена войны семье жилось очень трудно: есть нечего было. И распродали коллекцию художественных репродукций, которую также собирал Дудар, но книжек не трогали.

И поэтому эта библиотека сохранилась в состоянии небывалом как для библиотеки репрессированного писателя. Ведь библиотеки других пропали. У писателей же были большие библиотеки — это нам уже сегодня кажется, что они были «хлопцы от сохи».

До сих пор библиотека Дудара хранилась в минской квартире его племянницы Лидии Марковны. Стояли эти книги обыкновенно, на полках, правда, отдельно от других книг, так как с детства Лидия Марковна привыкла, что эта библиотека — семейная реликвия.

«Впервые я увидела эту библиотеку, работая над избранными сочинениями Алеся Дудара. Я была сильно поражена, конечно. Сейчас там всего более 800 наименований, причем это я считаю многотомные издания как одно наименование, — вспоминает Анна Северинец. — А в прошлом году Лидия Марковна задумала сделать в квартире ремонт. Перед этим я просила Лидию Марковну сделать опись всех книг, и она переписала их все, со всеми данными, указала все пометки карандашом…

Именно благодаря этой описи мы заметили на одном из наших аукционов книги из этой библиотеки — мне в приват прислали скрины. Просто как исследовательнице — люди часто скидывают что-нибудь примечательное, очень люблю эту нашу привычку. Мол, посмотрите, книги с автографом».

Северинец говорит, что проверила опись. Выяснилось, что на аукционах продавались три книги из той самой библиотеки Алеся Дудара.

«Тогда я подняла мгновенную панику и шумиху: звонила и продавцу, и администраторам аукциона, и покупателям, которые делали ставки. Предупреждала всех, что книги краденные, надо что-то делать, — вспоминает Анна Северинец. — Мне все говорили, что без милиции здесь ничего не выйдет. Но Лидия Марковна панически боится милиции. Это можно понять: она из семьи репрессированных, и всю жизнь это учреждение вызывало у нее ужас.

Короче говоря, вовремя в милицию заявление так и не подали. Перекупить книги тоже не получилось. Тот, кто приобрел их, заплатил что-то около 50 рублей за одну. Когда я пыталась перекупить их, чтобы вернуть в библиотеку — все те же добрые люди помогли найти контакты покупателя, — он называл уже 200 долларов за книгу. Я бы нашла даже и такие деньги, но в итоге продавец просто перестал выходить со мной на связь», — рассказывает Анна Северинец.

По ее словам, после возбуждения уголовного дела, тот покупатель сам принес книги в Следственный комитет.

«Мы поговорили с рабочими, с прорабом, но безрезультатно — «это не мы», — и всё тут. Тогда мы собрали книги в коробки, заклеили скотчем. Но оставили в той же квартире, так как Лидия Марковна категорически не позволяла вывезти книги, к тому же она еще и не верила, что те, кто делал ремонт, здесь виноваты.

Это все было в мае прошлого года. А осенью я пришла к Лидии Марковне, и мы составили новую опись всех книг. Причем оказалось, в коробках, куда мы складывали книги раньше, уже кто-то покопался, и это уже был человек опытный, понимал что ищет. Именно на этом этапе исчезли авторские экземпляры сборников стихов Дудара — все до одного. Эту утрату невозможно даже оценить. Не могу себе простить, что не настояла, чтобы хотя бы их мы вывезли из дома.

Выяснилось, что всего пропало 75 книг.

Осенью заявление в милицию все же была подано, прошло следствие, теперь дело в прокуратуре, будет суд. Пока он не состоялся, мы не имеем права разглашать результатов. Но кое-что ясно уже сегодня.

Из 75 пропавших книг вернулось только три. Теперь энтузиасты помогают следить за аукционами и в Беларуси, и за рубежом… Но я думаю, что в ближайшее время мы остальных книг не найдем. Ведь круг коллекционеров — узок. И теперь, когда все знают, что эти книги краденые, вряд ли их кто-то выставит на продажу. Их придержат на какое-то время или будут тихо продавать в частные коллекции.

Причем я видела, что следователи очень скрупулезно работали над делом. У меня осталось хорошее впечатление от работы и во время предварительного расследования, и потом. Это было действительно глубокое и серьезное отношение к проблеме. И то, что они смогли вернуть только три книги из 75, говорит о том, что остальные книги «надежно исчезли».

В настоящее время мы ведем с Лидией Марковной переговоры, чтобы все же передать библиотеку Алеся Дудара куда-нибудь на хранение. Это уже не просто частная библиотека, это наша общая история, как и Алесь Дудар — поэт, в творчестве и судьбе которого отразился очень непростой период жизни страны».

NN.by

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930