Найти
16.07.2019 / 13:112РусŁacБел

«Уволился из ресторана и ушел в бровисты. Мама до сих пор меня не понимает». Белорусы, не побоявшиеся начать с нуля, делятся опытом

Кому-то повезло сразу найти свое призвание. Другие отдают нелюбимой работе несколько лет (а иногда — десятков лет), прежде чем понимают, какая именно профессия будет им близка. Мы встретились с белорусами, которые не побоялись кардинально сменить профессию. С какими сложностями сталкиваешься, когда приходишь в новую для себя сферу, как выдержать конкуренцию и почему не надо жалеть времени и денег на образование?

«Я настолько увлеклась кулинарией, что сейчас не понимаю: как можно было готовить просто макароны?»

Инна Волковец.

Два месяца назад Инна Волковец открыла магазин специй. Аромат пряностей ощущается уже у входа. Заходишь внутрь и теряешься, не знаешь, что выбрать: смеси для отбивных, рыбы, супа, салата, нескольких видов аджики и соусов…

Инна родом из Борисова. Окончила факультет журналистики БГУ. Шутит, что, насмотревшись сериала о Кэрри Брэдшоу, мечтала стать репортером. Но оказалось, что эта профессия — не для нее. Картинка из фильма не совпала с реальностью.

— Я люблю общаться с людьми, но сильно устаю. Помню, как проходила практику — было много встреч, и я понимала, что не выдерживаю. Не мой ритм, наверное. Не то, чтобы я была домоседкой, но мне больше хотелось посидеть порисовать, поверстать.

После университета Инна стажировалась в коммуникационном агентстве, возглавляла департамент по развитию в туристической компании. А спустя несколько лет переехала в Краснодар к родственникам.

— Очень хотелось смены обстановки, потому что все шло как-то не так. Я уволилась, собрала рюкзак и поехала на море. Думала, на какой-нибудь месяц, а в итоге осела там на два года.

В Краснодаре девушка работала копирайтером. Правда, писать о стоматологии и запчастях ей вскоре надокучило. Инна стала зарабатывать вышивкой на одежде и изготовлением украшений.

Мир специй девушка также открыла в Краснодаре. Прогуливаясь по рынку, случайно зашла в магазинчик и обомлела.

— Грузинка Лали (хозяйка того магазинчика) открыла мне, что, оказывается, специи — это не только перчик, карри или куркума. Особенно меня поразила соль-приправа. Ты берешь кусок мяса, просто натираешь его «Сказкой», ставишь в духовку и идешь заниматься своими делами. А потом достаешь мясо и обалдеваешь, насколько оно вкусное. В каждой соли-приправе — свои ингредиенты. В гранатовой, например, сумах — на Кавказе его добавляют вместо лимона и уксуса, чтобы размягчить мясо. Не надо мариновать мясо 12 часов — обмазал смесью специй, и всё.

Инна очень любит готовить. Хотя до третьего курса не умела ничего, кроме как сварить гречку, макароны и сосиски. Кулинарному мастерству девушку научила тетя.

— И мне настолько понравилось! Подумала: я же словно преподаватель зельеварения Северус Снегг! Стала изучать кулинарию. Кавказская кухня для меня идеальна, потому что там есть всё: и острота, и перчинка, и орехи. Я настолько увлеклась этим, что не понимаю: как можно было готовить просто макароны?

Приезжая в Беларусь, Инна передавала приправы родителям и знакомым. И каждый раз думала: здесь не хватает хороших специй. То, что она видела на городских рынках было неважного качества: дробленый перец, шелуха, обветренные кусочки овощей… Девушка посоветовалась со своим молодым человеком и решила: пора вернуться в Минск и открыть свой магазин.

Инна не скрывает: было сложно. Штудировать сайты она начала за полгода. Пока готовилась к открытию, освоила базовый курс бухгалтера, юриста, аудитора, сертификатора, художника-декоратора и мерчендайзера. Учиться пришлось много, ведь даже такие, казалось бы, простые вещи, как выбор системы налогообложения, банка или кассового аппарата, требуют того, чтобы ты хотя бы минимально разбирался в теме.

Информацию Инна искала в интернете — на официальных сайтах министерств и горисполкома. Говорит, пусть там и сухие объяснения, но можно быть уверенной, что все они безошибочны.

Вызовом стал и поиск помещения. «Не знаю, как по регионам, но в Минске цены сумасшедшие», — возмущается девушка и поясняет.

На столичном рынке в самом дальнем ряду аренда боковой торговой точки обойдется минимум в тысячу рублей, без коммуналки. В большом гипермаркете за 17 «квадратов» отдашь 600 евро — и это совсем не прикассовая зона, а лишь закуток в безлюдных коридорах. В торговом центре аренда «островка» стоит 1000 евро в месяц.

— Мы каждое утро просматривали все сайты. Чудом повезло найти это место. Платим около 300 долларов.

Раскручиваться Инна решила через соцсети.

— Я увидела, какие продажи могут прийти через инстаграм, и подумала: о, это очень хороший вариант! Начала изучать, что такое таргетинг, как его настроить. Мне хотелось создать чуть ли не люксовый аккаунт — с качественными фото, текстами и рецептами. Запустила рекламу. 80% клиентов пришли через инстаграм. Еще 5% — через сарафанное радио.

Просим Инну порекомендовать топ-5 специй, которые должны быть в каждой кухне.

— Любая соль-специя — это просто бомба. Блюда с ней становятся невероятно вкусными. Потом — аджика кавказская, какой-нибудь соус (сацебели, ткемали, наршараб), смесь приправ универсальная. И сушеные овощи — не знаю, в чем секрет, но у нас приправы для супов разлетаются: может, потому что там в составе корень пастернака и петрушки, к которым у нас не привыкли.

Не тяжело ли психологически было менять сферу деятельности и учиться новой профессии?

— Переломный момент был, когда поняла, что журналистика — не мое. Я тогда переболела и приняла как неизбежный опыт, — говорит Инна. — Теперь, когда думаю, какой бы университет выбрала, то все равно пошла бы на журфак, потому что там массу навыков получила: и по верстке, и по видео. А сколько людей встречаешь, с которыми на одной волне!

Я стараюсь не стоять на месте. Наверное, классно, когда ты всю жизнь в одной сфере работаешь, но, мне кажется, мозгам постоянно нужно давать пищу. Можно стать гуру в бухгалтерии, но через 20 лет, когда тебя попросят разобраться в чем-то другом, ты уже не сможешь выйти за рамки. Мне нравится учиться. Как в игре — прокачиваешь себя до определенного уровня, а когда становится скучно, начинаешь осваивать что-то новое.

Несколько месяцев назад в Беларуси появилась онлайн-платформа для обмена знаниями Mentor.by. Ее создатели акцентировали, что главная цель проекта — стать местом, где люди смогут делиться своими знаниями и получать новые, причем в самых разных сферах. Мы часто забываем, что сами знаем массу всего. И лучшее прокачивание собственных навыков — поделиться, передать их кому-то еще.

В предыдущей публикации «НН» довольно подробно рассказала, как пользоваться сервисом. Тем не менее, повторим основное. Можно разместить объявление с предложением поделиться своими знаниями или умениями, а можно поискать себе менторов для изучения чего-то нового. Есть удобная система фильтров: по городам, платные или бесплатные, в каких областях-направлениях, для детей или взрослых. Попробуйте сами!

Перейти на Mentor.by

«Когда приходишь на очень дорогие курсы, то впоследствии понимаешь, что переплатил за имя мастера»

Александр Нечволодов и Татьяна Дойникова вместе работают в студии красоты. Он — бровист, она — визажист и директор. Ранее оба пытались реализовать себя в других сферах, хотя и мечтали с детства о творческой профессии.

— Я присматривалась к профессиям психолога, журналиста. Мне также нравилось шить, красить волосы, делать прически. Но в 2000-е, когда я оканчивала 9-й класс, заниматься прическами было не очень-то актуально — я работала бы в обычной парикмахерской, а у меня уже тогда были какие-то амбиции, хотелось чего-то большего. Думала: я, отличница, — и пойду в парикмахерскую? — шутит Татьяна.

Она поступила в колледж, получила специальность бухгалтера. Потом — высшее экономическое образование. О том, чтобы пойти в другую сферу, сначала даже не думала — жаль было потраченного на учебу времени. На протяжении 15 лет Татьяна работала бухгалтером, прежде чем поняла, что на самом деле это ей не близко, и ушла в визажисты.

Татьяна Дойникова.

— Так совпало, что в то время, когда я меняла профессию, развелась с мужем и осталась с двумя детьми. Наверное, я потому так быстро всего достигала, что ушла с головой в работу. Понимала, что надо детей поднимать, и старалась ка могла. Все знакомые поддерживали, говорили: «Молодец! Как ты решилась? Мы бы тоже так хотели». А мама долгое время не могла воспринимать меня как визажиста, только, наверное, с открытием студии приняла моё занятие как профессию, а не как увлечение. Когда поначалу я все силы вкладывала в свое дело, она лишь говорила: «Ну где твои деньги, ты же столько работаешь». А теперь гордится мной, и это для меня очень ценно.

Александр по образованию повар. Возможно, если бы в годы его юности был такой же, как сейчас, бум на барбершопы, он бы сразу пошел в бровисты или парикмахеры: парню нравилось то, насколько прическа может менять образ и восприятие человека.

Александр Нечволодов.

Но тогда он подал документы в кулинарный техникум.

— С какими амбициями поступал и с какими вышел — две большие разницы. На первом курсе мы все думали: Франция будет нервно курить сбоку. На четвертом: хорошо, если пельмень сваришь. Я был в шоке от уровня образования, — признается Александр. — За четыре года человека можно в космос отправить, а нас подготовили на уровне столовой. Если бы ресторан взял человека с улицы и учил готовить, был бы лучше результат.

Работать Александр начал с третьего курса — устроился в столичный ресторан. Три года простоял на кухне.

— Я не жалею, но это не то, что хотел от жизни. Каждый день я приходил на работу, где не было ничего нового, и не горел этим. А потом случайно увидел рекламу, что открывается студия, где будут работать одни парни, и зацепился, — рассказывает Александр о том, как полтора года назад стал бровистом.

Близкие не поддержали его намерения. Мама и сейчас иногда говорит, что лучше бы поваром остался.

— Здесь сказывается стереотип о сфере красоты. Если в других странах мужчина в салоне никого не удивит, то у нас еще живы старые понятия, — полагает Александр.

Ошибок в начале работы хватало. Александр вспоминает, что если бы не был уверен в своих силах, то не брался бы за коррекцию бровей, ведь можно сделать еще хуже. Брови не так уж легко отрастить — может потребоваться полгода, чтобы вернуть «ниточкам» нормальную форму.

— После выпуска из школы, мне казалось, что я делаю все очень красиво. А теперь смотрю на свои работы и думаю: господи, что я творила! — смеется Татьяна. — Важно не застрять на начальном уровне, научиться анализировать свои ошибки и делать с каждым разом лучше.

Чтобы привлечь клиентов, Татьяна советует всем новым визажистам быть активными в социальных сетях и сообщить близкому кругу, что вы меняете профессию.

— Рассказывайте, как ходите на курсы, почему вам это нравится. Чтобы вас не воспринимали как безликого мастера, а видели человека. Вам должны доверять.

Первое время можно участвовать в творческих проектах на условиях TFP — работать не за деньги, а за портфолио.

По наблюдениям визажиста, самые сложные клиентки — те, которые никогда не красятся (им даже нюдовый макияж кажется ярким), и те, которые всегда красятся одинаково (и не очень хорошо) и не готовы к экспериментам.

К Александру девушки записываются по разным причинам — одни из любопытства, другие же больше доверяют мужским рукам. Мужчины также бывают клиентами бровиста.

— Одного из клиентов привела жена — и я теперь его вижу чаще, чем ее, — делится мастер.

Чтобы найти работу по душе, надо пробовать, считает Татьяна.

— Все равно придется потратить время, пусть даже даром. Когда я шла на первые курсы по визажу, я тоже не знала, буду ли этим заниматься в дальнейшем. Это риск, но есть вероятность, что найдешь дело всей жизни, профессию, которую полюбишь.

Собеседники уверены: нельзя жалеть денег на образование. Вложение в себя — лучшая инвестиция.

Как выбрать курсы из предлагаемой массы?

— Иногда важна не столько программа, сколько сам преподаватель, — замечает Татьяна. — Выбирайте того, кто вам по душе. И важно, чтобы стиль преподавателя и ваше видение красоты совпадали. Базовый курс нужно проходить в студии или школе, а не по видео в интернете, потому что так можно научиться работать небрежно, неделикатно. Надо понимать психологию клиента, как он себя чувствует — по роликам об этом никогда не узнаешь. Относительно цен, то мое мнение, что дешевое не может быть хорошим. Но и когда приходишь на очень дорогие курсы, понимаешь потом, что переплатил за имя мастера.

Александр размышляет: самообразование — это хорошо, но сколько в этом случае наделаешь ошибок и сколько времени уйдет, пока начнешь видеть прогресс. Если новое дело осваивать вместе с преподавателем, результата достигнешь вдвое быстрее. Александр Нечволодов, кстати, уже успел заявить о себе на конкурсах — стал лучшим мастером в своей категории на Открытом чемпионате по моделированию бровей, который проходил в мае в Минске.

В сфере красоты повышать квалификацию надо постоянно. Во-первых, если случается творческий кризис, то на курсах можно найти вдохновение. Во-вторых — именно так ты будешь в курсе последних тенденций. Например, сейчас в моде естественные образы, а многие визажисты до сих пор делают клиентам вычурный макияж.

Предыдущее образование для Татьяны И Александра также оказалось не лишним. Знание бухгалтерии понадобилось Татьяне при открытии своей студии красоты. Александр же применяет кулинарные навыки в составлении меню: он занимается бодибилдингом, а правильное питание в этом виде спорта — 70% успеха.

Читайте также:

Шеринг-экономика будет заменять традиционную — объясняем, что это и почему это важно

Адгадаеце, пра што спяваецца ў гэтых мегапапулярных песнях?

Наталия Лубневская, фото Воли Офицеровой

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930