Написать новость
Найти
14.05.2019 / 15:17 45

В чём Львов мог бы дать фору Минску?

И доходы в Украине догоняют белорусские, и многие урбанистские решения хочется перенять.

Читайте также. Нетуристический Львов: что следует знать путешественнику, который хочет вырваться за пределы «туристического центра»

Если почитать про недостатки Львова, которые проявляются за пределами туристического центра города, либо послушать недовольные отзывы львовян о своем городе, может сложиться впечатление, что Львов — это сущий ад.

Но не все так плохо. Даже если не принимать в расчет шикарную архитектуру и сильно развитый туристический сектор, у Львова целый ряд плюсов для обычных горожан (не туристов!) в сравнении с Минском и белорусскими областными центрами. Какие они?

Более развитая сфера услуг и торговли

По приезде во Львов, а потом — после возвращения в Беларусь, трудно не заметить, что сфера услуг и торговли во Львове значительно разнообразнее. Касается это как малого бизнеса, так и крупных торговых сетей и служб. Почти во всех сферах. Пришить пуговицу, съесть вкусную свежую булочку с кофе, сходить в мультиплекс-кинотеатр, найти школу танцев и так далее… Все это, конечно, можно сделать в Минске либо в Гомеле. Но во Львове вы найдете всё это быстрее, дешевле, в большем ассортименте, даже если вы живете в спальном нетуристическом районе.

Например, если вы работаете во вторую смену и возвращаетесь домой с работы ночью, в любом спальном районе города, там, где туристов почти никогда не бывает, вы без проблем найдете какое-нибудь круглосуточное бистро или пекарню, где можно перекусить по весьма демократичным ценам. В Минске и тем более в других белорусских городах иногда даже днем ​​возникают с этим трудности, особенно, если это не центр города.

Увеличить изображение

То же с торговлей. Минчане жалуются, что в городе настроили слишком много для торговых центров. Но оказывается, число крупных современных торговых центров, с широким спектром услуг и товаров, с фудкортами, кинотеатрами, детскими игровыми комнатами и т.д., в 750-тысячном Львове (Forum Lviv, King Cross Leopolis, Victoria Gardens) соизмеримо с числом ТЦ в двухмиллионном Минске (Dana Mall, Galleria Minsk, Замок). В областных белорусских городах таких торговых центров вообще нет.

Увеличить изображение

Фото: rau.ua.

Увеличить изображение

Или другой пример — современные мультиплекс-кинотеатры. Во Львове первый IMAX-кинотеатр открылся еще в 2010 году. В Минске такого до сих пор нет, и неясно, когда он появится. На 750-тысячный Львов действует 4 современных мультиплекса — как и на двухмиллионный Минск. А например, в 536-тысячном Гомеле, близком ко Львову по масштабам, мультиплекс-кинотеатров нет и, кажется, даже не планируется.

В Беларуси большинство кинотеатров — коммунальные предприятия, которые подчиняются главным управлениям идеологической работы, культуры и по делам молодежи местных исполкомов. Частные кинотеатры стали появляться только в Минске, и в очень ограниченном количестве — даже в больших областных городах частники не строят современные кинотеатры.

В Украине иная ситуация — значительная часть местных кинотеатров, в том числе во Львове, это современные мультиплексы, принадлежащие крупным частным компаниям. Основными конкурентами здесь являются «Планета Кино» и «Multiplex», имеющие сети кинотеатров по всей Украине. Государственных кинотеатров почти не осталось.

Увеличить изображение

Фото: weekend.zone.

Есть во Львове и такие сервисы, которых в Минске, не говоря об областных городах Беларуси, просто нет. Например, вот так выглядит система городского общественного велопроката компании Nextbike. Качаешь мобильную программу, привязываешь к ней банковскую карточку — и можешь за небольшие деньги пользоваться городскими велосипедами. Во Львове существует более 20 точек такого общественного велопроката.

Увеличить изображение

Увеличить изображение

Увеличить изображение

Гораздо доступнее для жителей Львова и импортные товары, особенно импортные продукты. Базовые местные продукты (мясо, хлеб, яйца, молоко, сыр и др.) во Львове и Минске стоят почти одинаково. Но цены на импортные экзотические продукты вроде испанского хамона или французских сыров значительно ниже, чем в Минске. Иногда такие товары в Минске в несколько раз дороже (если они вообще у нас продаются), чем во Львове.

Развитая сфера общественного питания

Отдельно стоит сказать об общепите: столовые, бистро, рестораны, кафе. Во Львове, по сравнению с крупными белорусскими городами, эта сфера на две головы выше. Причем речь идет не о туристических заведениях, куда ходят туристы, вроде «Криївки» или «Мазох-кафе», а о самых обычных заведениях, куда ходят самые обыкновенные горожане. Во Львове не проблема найти комфортное бистро со вкусной кухней, причем позволить себе там нормально поесть может любой, даже при относительно невысоких украинских зарплатах. Когда видишь, что кофе в современном львовском кафе дешевле в полтора раза, чем обыкновенный кофе на вынос в Минске, начинаешь задумываться об эффективности белорусской экономической модели.

Увеличить изображение

Кофе на вынос в Минске.

Увеличить изображение

Кофе в популярной кофейне во Львове.

Увеличить изображение

Минску и другим белорусским городам заведений питания с качественной кухней и демократичными ценами очень и очень не хватает.

Даже несмотря на укрепление гривны за последний год, поесть во Львове значительно дешевле, чем в Беларуси. И это при том, что средние доходы украинцев приближаются или даже превысили белорусские. Укрстат сообщает, что средняя заработная плата во Львовской области в феврале 2019 года составлял 8368 гривен ($311 в эквиваленте). Но реальные зарплаты еще выше.

Во-первых, в Украине распространена практика, когда работник получает две зарплаты: официальную и «серую» (в конверте). По оценкам экономистов, от 40% до 70% экономики Украины остается в тени. Популярный сайт Work.ua, руководствуясь реальными вакансиями, подсчитал, что средняя зарплата во Львове — 11100 гривен ($412).

А во-вторых, в Украине половину доходов составляет не зарплата, а доходы от бизнеса, помощи и других источников. Выходит, что это намного больше, чем в Беларуси.

Лоукосты

Пока перспектива прихода лоукостов в Беларусь остается весьма туманной, экономные белорусы вынуждены либо ждать скидок от «Белавиа», либо, как в старые и добрые времена летать через Вильнюс и Варшаву. Во Львове же, как и в других крупных украинских городах, дешевые авиаперелеты стали нормой жизни.

Увеличить изображение

Фото: Wikimedia Commons.

Из Львова всего за несколько десятков евро вы без проблем сможете улететь в один из 14 городов Европы: Лондон, Копенгаген, Берлин, Франкфурт, Дортмунд, Дюссельдорф, Варшаву, Краков, Гданьск, Вроцлав, Катовице, Вильнюс, Братиславу, Мемминген. И это всё прямые рейсы, без пересадок.

Например, Ryanair продает билеты на рейс Львов—Лондон на конец мая всего за 14,99 евро (такая цена действовала на момент написания статьи). И это не акция или скидка, а обычная цена на рейс.

Увеличить изображение

Приход лоукостов дал вторую жизнь Львовскому аэропорту. Только за 2018 год его пассажиропоток возрос на 48% — аэропорт обслужил 1,59 млн пассажиров.

Инфраструктура и транспорт

Если сравнивать исторические центры Львова, Кракова, Праги и Вены, львовский остается запущенным и обшарпанным. Следует признать, что здесь какого бы то ни было существенного улучшения нет. Реставрация старых зданий требует больших затрат, а у города их просто нет.

Спальные же районы, построенные еще во времена СССР и в первые годы независимой Украины, за последние несколько лет реально изменились. И динамика здесь, в отличие от Минска, положительная.

Вот так, например, выглядят львовские улицы после реконструкции.

Увеличить изображение

Фото: orikzz.blogspot.com.

Увеличить изображение

Фото: orikzz.blogspot.com.

Увеличить изображение

Фото: orikzz.blogspot.com.

Увеличить изображение

Фото: Wikimedia Commons.

Минчане хорошо помнят скандальную реконструкцию Комсомольской улицы, где вдоль пешеходной зоны повесили цепи, просчитались с ливнёвкой (отчего улицу затапливало в первые недели), а люки оказались не тех размеров и покрылись ржавчиной.

Во Львове в принципе невозможно себе даже представить подобное. В городе существует сильное лобби профессиональных урбанистов, которые оказывают реальное влияние на процесс принятия решений. Все проекты благоустройства и реконструкции проходят этап общественного обсуждения, и оно реальное, а не фиктивное.

Существует и такой инструмент, как общественный бюджет городских инициатив, который позволяет любому жителю принять участие в распределении бюджетных средств для улучшения жизни города. Каждый человек может предложить свои проекты и голосовать за интересные идеи. Проекты, поддержанные большинством, реализуются за счет городского бюджета.

Увеличить изображение

С транспортом во Львове пока еще хуже, чем в Минске, но и здесь динамика позитивная. Общественный транспорт во Львове может быть коммунальным и частным. Частные маршрутки — сущий ад. Для них фактически отсутствует расписание движения, водители регулярно хамят, в микроавтобусах всегда тесно и жарко, сами автобусы — просто в ужасном техническом состоянии. А коммунальный транспорт за последние годы сильно изменился — он мало чем уступает минскому, а в чем-то и превосходит его. Доля частных автопарков во Львове сокращается, а коммунальных — растет.

Коммунальные автопарки за последние годы обновили свой транспорт и закупили нормальные современные автобусы (преимущественно, кстати, белорусские МАЗы, а также автобусы львовского автобусного завода «Электрон»).

Увеличить изображение

Фото: Твоє Місто.

Обновляется и трамвайный парк — преимущественно, новыми местными «Электронами», с Wi-Fi, розетками и кондиционерами, в которых проезд можно оплатить бесконтактной карточкой или QR-кодом. За несколько лет город закупил 16 таких трамваев. Проезд в таком трамвае стоит 5 гривен (около 40 копеек). Льготникам — 2,50 (20 копеек).

Увеличить изображение

Фото: Wikimedia Commons.

Увеличить изображение

Фото: anderver.livejournal.com.

Увеличить изображение

Увеличить изображение

Одной из главных проблем Львова всегда было транспортное сообщение с большим спальным районом Сыхов. Эту проблему, наконец-то решили, после того как проложили туда трамвайные пути и пустили трамвай.

Свобода

Свобода — то, чего навалом во Львове и чего так не хватает белорусским городам. И «свобода» — это не некое абстрактное высокое, а вполне практическое понятие. Когда видишь, как в условиях свободы и конкуренции функционируют различные общественные инициативы, волонтерские и студенческие движения, как развивается массовая культура и публичные дискуссии, как малый бизнес, несмотря на непростую экономическую ситуацию, проявляет гибкость, понимаешь, что существованию Украины, как государства, уже ничего не угрожает.

Увеличить изображение

Увеличить изображение

Максим Маханьков

7
алесь менски / ответить
14.05.2019 / 20:04
но Львов все равно хуже Кракова.
1
Максим Дизайнер / ответить
08.06.2019 / 19:32
Самое главное, в чем может Львов дыть фору Минску - это свобода и душевность. Если отбросить рулетку с заведениями и квартирами, когда тебя первый раз заселят в прекрасный особняк в центре, а второй, еще дороже, - в двухкомнатный притон с газовой горелкой в одной комнате, и грязной ванной с чужими волосами. Если в Закорпатье, конечно не выезжать, и не травится там питьевой водой, причем регулярно и стабильно. Хотя в Египте уже сколько лет травится, и ничего. 
0
Zmicier / ответить
01.07.2019 / 14:52
алесь менски, тебя очень сильно разочарует реакция местных. Хоть во всю глотку ори на русском, всем на тебя  будет пофиг. Бандеровцы в голове, а не во Львове. 
Показать все комментарии
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ JavaScript пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ...
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
2018 2019 2020
август сентябрь октябрь
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30