Найти
29.03.2019 / 02:248РусŁacБел

Нас косят, а мы становимся сильнее: в Историческом музее открылась выставка к 100-летию БССР

27 марта в Национальном историческом музее открылась выставка «Белорусская Республика» к 100-летию провозглашения БССР — «о людях, в груди которых билось белорусское сердце». Так видит БССР куратор выставки, 27-летний Александр Зимницкий.

Выставку готовили молодые сотрудники, и, наверное, поэтому она получилась свежей, яркой, графической. Идеальной, чтобы привести на нее старшеклассников.

Молодой директор Павел Сапотько и его молодая команда. Слева с микрофоном — Алесь Зимницкий. Рядом оформлявшая выставку Екатерина Арлюк.

Кондовой эстетикой, в которой ранее презентовали БССР, здесь и не пахнет. Сердца и сердечки, белые стены, красные нити. Классические черно-белые комиксы.

Вот мундштук, который грыз Иван Луцкевич. Тот мундштук, что испортил Ивану здоровье и преждевременно свел в могилу.

Вот часы председателя Совнаркома БССР Язэпа Адамовича.

«Это того, что был преданный, но тупой?» — вспоминаю цитату из недавней статьи в журнале «Наша гісторыя».

«Так считал соратник Сталина, а я так не считаю, — говорит Алесь. — Он одинаково верил и в советскую власть, и в Беларусь».

Вот наградной чекистский револьвер — из таких всю эту светлую, свеженькую историю БССР и постреляли. Под стеклом лежит пижама Жилуновича, на ней следы крови. По легенде — не отстиралась после допросов. Скорее всего, конечно, неосторожно брился и порезался. Но самоубийство в психбольнице из истории все равно не вычеркнешь.

Рядом с пижамой Жилуновича — патрон из Куропат и наручники 1930-х гг.

Главный экспонат — оригинал Манифеста временного рабоче-крестьянского правительства. Его подписали в двух версиях — по-русски и по-белорусски. Русскоязычная версия — на выставке, белорусскоязычная — в московском архиве.

В центре — тот самый Манифест. А фишка выставки — комиксы вместо больших аннотаций в каждой тематической зоне. Сюжет писали Алесь Зимницкий и Константин Касяк (на фото). Рисовала сотрудница музея Екатерина Арлюк.

Кто в прошлом году не сходил на эпохальную выставку к 100-летию БНР (делала, ее, кстати, та же команда), может посмотреть на многие экспонаты теперь. Создатели начали историю БССР с нашенивской поры, провели через Первую мировую, Всебелорусский съезд (на этом стенде перевернутые скамейки и стулья — символ брутального разгона — но аккуратненько лежит подготовленный съездом за десять дней «Проект организации автономного и республиканского устройства Беларуси»).

Далее БНР: вот кокарда с Погоней, а вот такая же на фото Макара Кравцова.

Слуцкое вооруженное восстание — эта фотозона обыгрывает реальную историю, когда отряд случчан захватил возы продразвёрстки. На телеге синяя буденовка красноармейца — оказывается, они были разных цветов.

Нас ведут через Рижский договор, белорусизацию, через 1930-е. Там и выныриваем.

Фрагменты формы красноармейца начала 1920-х. Сабля, нагрудный отличительный знак («разговоры») и, несмотря ни на что, трогательные нарукавные нашивки комбригов — из каких-то проволочек и розового атласа.

Интересно увидеть, как оформлялась эстетика БССР — по-модернистски, экспериментально, абсолютно в духе времени. Обратите внимание: с обеих сторон центрального изображения герба (этот вариант в конце концов был принят официально) висят два первых эскиза, один из которых почти что приняли, но Москва не позволила. Представьте себе историю БССР под таким гербом в стиле ар-нуво! Или под гербом в стиле ар-деко с сюрреалистический спиралью СССР по центру…

Варианты гербов, удостоверения Жилуновича, часы Язэпа Адамовича…

Большую статью Владимира Ляховского о том, как масштабно и драматично выбирали герб БССР, читайте в свежем номере журнала «Наша гісторыя».

В коридоре музея — выставка советских плакатов 1920—1930-х из коллекции Владимира Садовского. Первые советские плакаты рисовал автор эскизов герба Геннадий Змудинский.

Карточки на хлеб жителя Минска с Московской улицы и фото голодной очереди минчан.

Фотографий, как и в прошлом году, много, и много настолько интересных, что их можно рассматривать минут по десять.

Всебелорусский съезд крестьянок, 1925 год. Лица впоследствии репрессированных закрашены чернилами.

Петербургские белорусы-большевики: солдаты, матросы с коласовскими лицами, женщина с меховой муфточкой… На этом гениальном фото за каждым лицом читается история.

Посмотрев на лица музейщиков и на их работу, понимаешь, что мы, и правда, нация с эффектом скошенной травы. Эту фразу Михася Стрельцова историк Игорь Марзалюк напомнил, выступая на открытии выставки. Нас косят, а мы вырастаем с каждым разом сильнее. Только, может, хватит уже тех покосов.

Павлина Скурко

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930