Найти
25.02.2019 / 18:20РусŁacБел

Как перестать заедать стыд, страх и обиду? Разбираемся со специалистом, как на вес влияет наше душевное состояние

Вы когда-нибудь замечали в своём тренажёрном зале или секции таких людей, которые вроде ходят туда исправно, но пропорции их не меняются или может у вас есть знакомая или знакомый с лишним весом, которые вечно сидят на диетах и при вас едят лишь салаты, но вес их так и не уходит. А может быть вы сами давно хотите прийти в форму, но почему-то это не получается.На все эти вопросы ответила практикующий психолог Елена Новикова.

С кем общаемся?

Елена Новикова — выпускница института психологии БГПУ им. Максима Танка, практикующий психолог, тренерка эннеаграммы ICTA, коуч, арт-терапевтка, ведущая тренингов и динамических групп.

Елена Новикова.

«Нина»: Психотерапия может помочь человеку похудеть, независимо от того, занимается он спортом или нет?

Елена Новикова: Часто бывает так, что для человека тело — это отдельный инструмент который нужно лепить, менять, мучить, но тело не есть часть Я.

В ходе психотерапии мы устанавливаем и определяем связь между телом и сознанием, на что занятий спортом не всегда достаточно. Психотерапия помогает понять что такое тело, какой его образ, восстанавливает воспоминания или ассоциации связанные с ним. Например: тело — это «приятно», «полезно», «мешает», «стыдно» или вовсе «отдельно».

В случаях, когда этой связи нет, человек работает над телом, как с неживым куском мяса. Что-то с ним делает просто потому, что так надо или кто-то сказал, но сам он не особо видит разницу между пить, есть, спать, работать, не различает сигналы о потребностях.

Когда нет связи между сознанием и телом, человек может тренироваться вопреки собственному ощущению усталости и повторять это из раза в раз, после чего переедать. Обычно он принимает усталость или стресс за голод, или доводит себя до состояния перетренерованности.

Также спорт не помогает работать над эмоциями или чувствами. То есть при помощи спорта можно похудеть и прийти в форму, но если не разобраться с эмоциями, которые вызывали переедание, человек будет периодически срываться и откатываться назад. И так по кругу.

«Нина»: А какие эмоции люди чаще всего заедают?

ЕН: Злость, обида, вина, стыд, отвращение и страх. 

«Нина»: Правильно ли я понимаю, что в идеале нужно, чтобы все работало вкупе: психотерапия, спорт и питание?

ЕН: Совершенно верно. Утверждать, что психотерапия работает эффективнее, чем спорт, или наоборот, нельзя. Работает все вместе и каждый пункт одинаково важен.

На сегодняшний день одной из основных причин лишнего веса у людей является гиподинамия (пониженная подвижность).

Многие заняты интеллектуальным трудом, сидят практически неподвижно на работе, из-за чего испытывают реальный недостаток в движении и часто из-за эмоциональной перегрузки, принимая ее за физическую, идут после работы домой отдыхать. Наш ум устает, а тело нет, вес растет или стоит на месте. Еще такой режим является частой причиной проблем со сном.

Я снова веду к тому, что, какие бы проблемы не решала психотерапия, мышцам в любом случае нужен тонус.

Фота: sncmedia.ru.

«Нина»: Говорят, что ты — то, что ты ешь. Скажи, Лена, зависит ли тип питания и выбор продуктов от эмоционального состояния человека?

ЕН: Напрямую. Но тут есть свои особенности. Люди делятся на два типа «НАДО» и «ХОЧУ». Первый тип подчиняет свою жизнь в большей степени мотивации «надо», то есть придерживается ограничительного образа жизни и соответственного типа питания. Такие типажи подвержены какой-то высшей цели, для достижения которой необходимо себя во всем сдерживать. Проще говоря, питаться «чтобы», а не «потому что».

Второму типу «ХОЧУ», напротив, очень сложно себя в чем-то ограничить, даже если он понимает, что надо. Это те люди, которые склонны переедать, позволять себе «чуть-чуть» лишнего или где-то юлить, отвечая «я же ничего себе лишнего не позволял», приукрашивать реальное положение вещей как для себя себе, так и для тренера. В их голове лишнее — это «незначительная маленькая радость», у них снижена критичность восприятия.

А вот люди из позиции «НАДО» более строги к себе, они будут четкими и исполнительными. Возможно, им будет легче придерживаться какого-то строгого режима питания и тренировок, но из-за жестких рамок они больше подвержены резкому и внезапному всплеску переедания. Жизнь идет по сценарию: тренировался-тренировался, ел рис и курицу, а потом сорвался и неделю ел торты.

Те, кто исповедует «ХОЧУ», в этом плане живут с меньшей амплитудой взлетов и падений, но они переедают перманентно и не в таких больших количествах за один присест.

«Нина»: Есть ли какие-то схожие эмоциональные триггеры у людей, страдающих перееданием и у тех, кто борется с анорексией и булимией?

ЕН: Тут все очень ситуативно, и стоит разделять людей, у которых расстройство пищевого поведения появилось еще в детстве или подростковом возрасте от тех, кто начал этим страдать в зрелом. Опять же: отклонение в сторону переедания или избавления от веса зависит от конкретной ситуации и сопровождающих ее эмоций.

Например, при отдалении родителей или одного из родителей при разводе, из-за появления младшего члена семьи или погружения родителей в работу, в общем, из-за недостатка внимания и заботы, ребенок может среагировать набором веса, таким образом пытаясь застолбить свое место в семье, стать более заметным.

Отклонение в сторону анорексии будет характерно для подростков, которые воспринимают мир через визуальную составляющую. Насмотревшись пабликов «40 килограмм и будь счастливой» и прочих пропагандистских штук про «успешный успех» и идеальных людей в инстаграме, подросток может дойти до анорексии, таким образом стараясь соответствовать этим стандартам общества, находясь в поисках одобрения извне, которого не получает в семье.

Поэтому каждая ситуация уникальна, нужно разбираться индивидуально, какую конкретно проблему человек пытается решить манипуляциями с весом.

«Нина»: Как ты относишься к ныне популярным марафонам похудения?

ЕН: Конечно, марафон марафону рознь. После некоторых суперинтенсивных типа «суперсушка» приходится людей еще и лечить: они вызывают огромный стресс, как физический, так и эмоциональный.

Но в целом марафоны как бы призваны влиять на культуру просвещения, давая людям новую полезную информацию. Из них человек может узнать о типах питания, отличных от его привычного, о совместимость продуктов, калориях или научиться отслеживать собственные привычки.

Марафоны помогают замотивировать человека, но этих двух-трех недель некоторым бывает недостаточно на долгосрочную перспективу. После окончания «забега» человек остается наедине с собой и теряет поддержку извне. В конечном итоге может вернуться обратно к своим старым привычкам. В таком случае придется либо постоянно участвовать в марафонах, либо работать над своим внутренним состоянием.

Лера Казакевич

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930