Найти
24.01.2019 / 11:505РусŁacБел

Как девушка-электромеханик обеспечивает движение поездов в Минске

На железную дорогу девушки чаще устраиваются проводницами, кассирами или диспетчерами. А Маргарита Баглай работает электромехаником Минской дистанции электроснабжения четвертый год и отвечает за то, чтобы поезда ходили без сбоев, пишет газета «Звязда».

Ее рабочее место — на подстанции Помыслище. Подстанция обеспечивает энергией контактную сеть железной дороги и частный сектор ближайшей деревни. Каждый из железных «шкафов» — блоков микропроцессорной релейной защиты — отвечает за определенный участок железной дороги. Задача электромеханика — контролировать работу приборов и ремонтировать их при необходимости. Что-то Маргарита ремонтирует сама, что-то приезжает наладить бригада.

Множество выключателей, таблички, аббревиатуры…

— Первые два месяца я тоже не понимала что к чему, — смеется девушка. — Но мне помогали со всем разобраться, готовили к дежурствам, чтобы можно было оставить одну.

Как красавицу занесло в эту профессию?

— Когда мне было лет восемь, моя мама работала на дистанции электроснабжения. Я иногда заходила к ней на работу и однажды сказала: когда вырасту, тоже сюда устроюсь, — вспоминает Маргарита.

С железной дорогой были связаны также ее бабушка и дедушка. Да и отец какое-то время работал на вагонном участке. Поэтому после девятого класса девушка собиралась поступать в железнодорожный колледж. Но там документы не приняли, так как Маргарите еще не было 16 лет. Тогда она решила пойти в энергетический колледж. «Вы уверены, что вам будет интересно изучать котлы и трубы?» — только и спросили у нее в приемной комиссии.

— С учебой я в целом неплохо справлялась. Оказалось, что была, пожалуй, единственной из своей группы, кто не пожалел, что туда поступил, — делится собеседница.

Парней, которые учились с ней, распределили на теплоэлектростанцию. Девушкам выдавали свободные дипломы. Некоторые из них пошли в энергосбыт заниматься документацией. Маргариту же влекла железная дорога. Быть проводницей она не хотела («разъезды не для меня — я домашний человек»), поэтому устроилась электромонтером на дистанцию ​​электроснабжения. А со временем стала электромехаником.

— В начале дежурства я провожу осмотр оборудования подстанции, записываю в оперативный журнал, в каком состоянии принимаю смену, докладываю об этом диспетчеру. Обычно все проходит тихо — не каждый день здесь что-то случается.

Среди внештатных ситуаций, с которыми приходится сталкиваться: короткое замыкание на линии. Случалось, и подстанция полностью гасла. Но железная дорога в таком случае не останавливается: контактную сеть быстро обеспечивают энергией из резервных источников.

Линию может повредить сильный ветер или гроза. Маргарита вспоминает, как года два назад весной был ураган, который повалил много деревьев и оборвал провода. Тогда поезда стояли. Но обычное повреждение на линии задерживает поезд только на 10—15 минут. Аварийная бригада выезжает быстро: перед ней стоит цель ликвидировать все неполадки максимум за час.

Маргарита переодевается в спецодежду и выходит на улицу. Скоро должны приехать рабочие, и ей нужно подготовить для них рабочее место. Девушка обесточивает участок, который будут ремонтировать, и проводит заземление. Чтобы проверить, есть ли напряжение, она подносит специальный датчик: если ток остался, прибор начнет пищать. Все свои действия электромеханик записывает в бланк и ставит напротив каждого подпись: так требуют правила безопасности, нельзя полагаться только на память.

Спрашиваем о сложностях в работе.

— Мне бывает трудно физически что-то сделать: заземление, например, или тележки выкатить. Иногда и мужчинам с этим непросто справиться, — замечает собеседница.

На работу она добирается на электричке: Маргарита живет в Негорелом Дзержинского района, в 50 километрах от Минска. «У нас обычный дом, без удобств, поэтому приходится и дров принести, и воды набрать, и постирать одежду вручную. Жизнь меня к трудностям подготовила», — смеется девушка.

В свободное время электромеханик сидит за конспектами (заочно учится на энергетическом факультете БНТУ) и поет. Благодаря своему таланту Маргарита стала «Мисс Минского отделения железной дороги» в 2015 году, выступала на одной сцене со звездами белорусской эстрады. А однажды после концерта в родном Негорелом ей даже работу хотели предложить — в Доме культуры соседнего поселка Энергетик. На вопрос, почему не связала профессию с музыкой, девушка шутит: «У нас так говорили: чтобы работать в этой сфере, нужно или быть виртуозом, или больше ничего не уметь».

Своей нынешней работой Маргарита довольна. К ночным сменам и легкому гулу оборудования в кабинете тоже привыкла. А по каблукам и юбкам (на дежурстве же обычно приходится быть в спецодежде и каске) ​​не скучает — подождут до следующего концерта.

Наталья Лубневская, фото: Анна Занкович, «Звязда»

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера