Найти
16.01.2019 / 15:40РусŁacБел

«Вешатели» Мартина Макдона: сложный материал, захватывающая сценография

О премьере Купаловского театра пишет критик Алексей Стрельников.

В 2015 году после длительного молчания Мартин Макдона (так правильно произносится фамилия знаменитого британско-ирландского драматурга Martin McDonagh) написал пьесу для театра. Показы в знаменитом лондонском театре «Роял Корт» и на Офф-Бродвее в Америке прошли с феноменальным успехом. Пьеса «Вешатели» собрала внушительный список призов. Условность и характерная для Макдона острая характерность персонажей сочеталась с воспоминаниями о 1960-х, которые, кажется, никто еще не показывал настолько кровожадными.

Интересный выбор драматургии для дебюта на большой сцене Купаловского театра. Лучший молодой режиссер по версии Национальной театральной премии Виталий Кравченко рискнул поставить спектакль сложный по тематике, сложный по актерскому и художественному воплощению. Что из этого вышло?

Доминантой художественного воплощения пьесы на сцене Купаловского театра стала сценография Бориса Герлована. Он строит на сцене настоящую тюремную камеру, а потом и паб с большим количеством мелких и точных деталей.

По оформлению спектакль, очевидно, имеет стремление стать бытовым. Мебель, одежда, пиво на сцене льется рекой — внешне мы имеем подробный в деталях, традиционный спектакль. Бытовой для нас, однако, к сожалению, означает психологический, но это не всегда должно сочетаться.

Сценография Герлована придает спектаклю еще важный акцент, который в пьесе, возможно, и не имелся в виду. Паб на сцене занимает большое пространство, обычно же их представляют как затхлые узкие помещения, что полностью соответствует настроению пьесы, где короткими быстрыми ссорами Макдона стремится передать гул провинциального общества. На сцене Купаловского театра, хотя она и не очень большая, мы имеем дело как бы с большой ареной, где зрительный зал является одной из трибун. Что это? Парламент? Цирк? Колизей для гладиаторских боев? В разные моменты спектакля пространство участвует по-разному. Но при этом оформление оказывает влияние на игру актеров. Темп пьесы Макдона замедляется. Его фирменные напряженные полилоги больше напоминают эпические монологи, где каждое слово приобретает особый вес, даже если их произносят обыкновенные британские алкоголики.

Тем более что тема спектакля вызывает в обществе спор. Действие происходит во время большой развернувшейся в Британии дискуссии по поводу смертной казни. Последний вешатель британской империи Гарри Уэйд (в исполнении Игоря Денисова) узнает в своем пабе о моратории — смертной казни больше не будет! Он держится уверенно и сначала даже не собирается никоим образом что-то комментировать (вся пьеса построена на интриге, которая сбила бы со старого вешателя его спесь). И источником той уверенности, согласно акцентам, которые сделал Игорь Денисов, является отождествление вешателем себя со справедливостью: он служащий Британской империи — и так же следит за порядком в собственном пабе и собственной семье. Уэйда беспокоит, чтобы казненные им были на самом деле виновны, поэтому возможная несправедливость сбивает его с толку. Но власть его, скорая и жестокая на решения, имеет только мнимую поддержку. Денисову удалось сыграть уверенного в себе лидера, который в одну минуту может утратить власть.

Постоянными участниками этой драмы становятся посетители его паба (Дмитрий Есеневич, Игорь Петров, Николай Кучиц, Александр Зеленко), они долгое время безусловно поддерживают «своего вешателя», в момент величайшего напряжения оказываются ближайшими свидетелями драмы, но так и не становятся настоящими действующими лицами. Но разве они не ответственны за атмосферу агрессии, сексизма и расизма, которые царят в пабе Уэйда? Уэйд так же зависим от их одобрения, как и они от его.

Момент, когда они уходят из паба в конце, кажется настоящим олицетворением больших дискуссий, не только в Беларуси, но и в мире. Серьезные решения невозможны, пока большинство будет вести себя как толпа на гладиаторских драках.

Актеры признаются, что сцены убийств в спектакле кажутся им изнутри эмоционально очень напряженными, хотя они сделаны очень просто. Но общество как бы не выдерживает этого напряжения. Значит ли это, что обществу нужна сильная рука? Вопрос не такой простой.

Настоящим испытанием для всех героев спектакля становятся встречи с Муни (в исполнении Ивана Кушнерука), загадочным трикстером, который переворачивает вверх ногами все медленное течение жизни провинциальных героев. Именно это самое тонкое место в структуре спектакля.

Цели и мотивы Муни непонятны, он действует как бы ради азарта, для него важен порыв, харизма. Иван Кушнерук имеет все данные, чтобы такое ощущение появилось. Но, когда Муни появляется сначала в пабе, на него трудно обратить внимание, поскольку паб большой. Ему приходится с большим энтузиазмом носиться по большой арене, чтобы закрутить дело вокруг себя. Он играет гнев и страх, но эти психологические акценты еще больше ослабляют его влияние на всю структуру конфликтов. Одним из лучших эпизодов спектакля является встреча Муни и Сида, когда мы узнаем, что они знакомы, ее нам выдвинули на авансцену, выгородив узкий закуток. Кушнеруку в этом камерном эпизоде ​​при всем его комизме удается проявить действительно зловещую фигуру.

Тяжело судить сразу про успех актерских работ в таком сложном драматургическом материале, но потенциал действительно очевиден. Изобразить героя, которого побаиваются мужчины, но который при этом нравится женщинам, наверное, мечта любого артиста.

Именно он дает понять, что сила и уверенность имеют обратный эффект, что они мало имеют общего с настоящей ответственностью и заботой о близких.

После знакомства с Муни главными антагонистами Гарри Уэйда оказываются его женщины. Жену сыграла Зоя Белохвостик, а дочь — Кристина Дробыш. Они единственные, кто осмеливается напрямую противоречить ему, хотя женская роль в 1960-х была далеко не главной. Но как в фильме «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», женская тема в спектакле в определенный момент выходит на первый план.

Гарри Уэйд как бы и не уделяет им большого внимания, и они отвечают ему взаимностью. Но то, как мать и дочь сплотились против отца, разделяет спектакль на прошлое и будущее. И это женское будущее, может, и не будет светлым, но прошлое, символом которого выступает брутальная мужественность Гарри Уэйда и Питера Муни, кажется еще более беспросветным.

Алексей Стрельников

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера