Найти
28.12.2018 / 12:593РусŁacБел

Виктор Мартинович об итогах 2018 года: Движуха, почти движуха

Фото Воли Офицеровой

Давайте согласимся с тем, что в социальном, политическом и экономическом смысле белорусы прямо сейчас переживают травму, которую будут осмысливать не одно десятилетие.

Например, борьба с «тунеядством» имеет все шансы войти в национальную мифологию как нечто абсолютно абсурдное, ужасное в собственной дурости. Это какой-то сюжет из фантастических сказок Барщевского.

«Дело «БелТА», ежедневные задержания, основания для которых порождают даже больше противоречивых комментариев, чем заоблачные тюремные сроки, которые в большинстве своем даже не отбываются до конца (поскольку тюрьмы переполнены) — это даже не поздний «совок», это нечто иное. Но, как это часто бывает, чем более лютая стужа царит в обществе, тем интереснее культурные артефакты, которые, как кристаллы льда, нарастают под белым зимним солнцем. Признаемся: в той сфере, которая называется широким понятием «культура», в холодном 2018 году произошло много интересного.

Память

Кто бы мог подумать, что в 2018 году обществу опять будет суждено определяться с отношением к сталинским репрессиям. Слово «Куропаты», фигурировавшее в вокабуляре деполитизированного читателя портала ТУТ.бай последний раз в конце 1980-х, снова вышло в топы обсуждений. Даже если бы на БТ сняли слезливое кино о расстрелянных в 1937 г. поэтах, это не мобилизовало бы массы так, как это сделала Куропатская вахта и лаконичные сообщения о регулярных столкновениях с теми, кому не терпится пожрать на могилах. Не возьмусь утверждать, что большинство белорусов определилось с мнением, что Сталин (или НКВД, или репрессии как таковые) — это плохо. Но еженедельное появление этой темы в крупных СМИ должно было выработать по крайней мере какое-то мнение. А это весьма полезно в ситуации, когда историческая амнезия является национальной болезнью. Почти красиво получилось и с празднованием 100-летия БНР: «почти» — потому что обещанную за отказ от митинга установку мемориальной доски до сих пор мурыжат.

Кино

2018-й абсолютно безоговорочно есть годом заметных сдвигов в области, в которой сдвигов у нас не было приблизительно с 1985 года (когда вышел фильма Элема Климова «Иди и смотри» по сценарию Алеся Адамовича; «Иди и смотри» до сих пор попадает в мировые рейтинги «100 самых сильных фильмов XX века»). Можно по-разному относиться к сценарным коллизиям «Хрусталя» Дарьи Жук, но то, что минская премьера стала чем-то принципиально новым для того болота, в которое был затянут кинематограф шедеврами вроде «На спине у черного кота», — неоспоримо. Попадание фильма Алексея Полуяна «Озеро радости» в основную программу фестиваля в Клермон-Ферране (об этом кино нам еще предстоит много услышать в 2019-м) — свидетельство того, что мы имеем дело не с единичными проявлениями, а с тенденцией. Которая заключается в том, что за годы независимости родилась, воспиталась (зачастую — за рубежом) генерация молодых художников, которые смотрят на Беларусь глазами европейцев и способны рассказывать о ней так, чтобы это понимали за океаном. И отдельно поздравляю всех причастных к кинопроизводству в Беларуси с отставкой Ирины Дриги с должности заместителя министра культуры. Те, кто в теме, поймут. Это почти событие. Почти — потому что только наивные люди могут думать, что от личности чиновника в такой системе управления, как современная Беларусь, может зависеть нечто принципиальное.

Живопись

Как ни странно, событием года в области изобразительного искусства стала выставка Язэпа Дроздовича в Национальном художественном музее. По значимости для истории живописи, по влиянию на музейное дело, по связи с вопросами памяти и культурного определения ее просто невозможно сопоставить с несколькими удачными вернисажами, что прошли на частных площадках. В прекрасной Беларуси будущего именем Дроздовича — мечтателя-визионера, который визуализировал независимость задолго до того, как она была провозглашена, — будут названы главные проспекты наших городов, а образы с его картин будут украшать национальные деньги. Ну а пока фамилии Репина, Шишкина или Айвазовского любому белорусскому школьнику намного ближе, чем имя дядьки Язэпа. Тем еще более значима та выставка, которую провели в государственной галерее. Ее можно было бы назвать достойной данью памяти нашему знаменитому земляку. Но и здесь просится слово «почти». Почти достойной. Почти данью памяти. Потому что, выставляя Дроздовича, Национальный художественный почему решил не экспонировать самое главное для Беларуси его произведение — знаменитую «Погоню».

Белорусский язык

Последние 12 месяцев тенденция, которую евразийские ресурсы обозначали как «ползучую белорусизацию», продолжала свое медленное («ползучее») развитие. О необходимости более широкого употребления родного языка в 2018-м дважды сказали на высшем уровне. На белорусском языке заговорили программы в телевизоре — из числа тех, которые раньше было не заподозрить в теплых чувствах к достижениям национального возрождения. Сейчас говорят о скором возвращении белорусского языка в высшую школу и даже об увеличении количества часов белорусского языка в обычной средней школе. Стало больше его и в городе, и в транспорте, и в рекламе. Пройдя по улицам Минска, можно даже почувствовать себя не в заснеженном Свердловске, а в какой-то там столице какого-то там отдельного государства, которое даже имеет свой независимый язык.

Без слова «почти» к этой победе отнестись будет трудно, вспомнив историю борьбы группы родителей за создание белорусскоязычных групп в детских садах. Глядя трезвым взглядом, можно засвидетельствовать: белорусские дети продолжают расти на языке русского мультика «Маша и медведь».

Как видите, хороших новостей в 2018 году было достаточно. И единственная проблема — в том, что в большинстве они ну как бы не до конца хорошие. Год почти побед. Почти свершений. Год сдвигов на миллиметр. Если таких лет в Беларуси впереди сотни — не беда. Прорвемся. Обелорусимся. Победим. Но откуда-то подступает ощущение, что период неоспоримого суверенитета, беззаботного существования в собственной самости может однажды закончиться. И тогда за каждое «почти» в этом тексте будет очень и очень обидно.

Виктор Мартинович, budzma.by. Перевод nn.by

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера