Найти
31.10.2018 / 13:386РусŁacБел

Первая выставка Евгения Кулика открылась в Национальном художественном: 7 фактов о художнике с «Паддашка»

«Евгений Кулик», фрагмент картины Леонида Щемелёва

30 октября в Национальном художественном музее Беларуси открылась выставка графики Евгения Кулика — известного художника, активного участника и одного из лидеров белорусского возрождения, хозяина мастерской «На Паддашку» [«На чердаке»], одного из организаторов объединения «Пагоня», пишет Радио «Свабода». Художник ушел в мир иной в начале 2002-го.

Как сообщают организаторы, на выставке представлено 80 работ, созданных художником в 1956—2001 гг., выполненных в различных техниках графики — рисунки карандашом и тушью, пастели, акварели, линориты.

Представлен широкий диапазон тем и сюжетов: зарисовки с натуры церквей, курганов, мельниц; рисунки-реконструкции замков; образы князей, воинов, просветителей — Всеслава Чародея, Давыда Городенского, Евфросинии Полоцкой, Кирилла Туровского и других. Нередко Евгений Кулик становился первым, кто создавал изображения знаковых для белорусов исторических личностей.

Книжная графика представлена иллюстрациями к «Слову о полку Игореве» и поэме Миколы Гусовского «Песнь о зубре». Все произведения проникнуты общей идеей, преданным служением белорусскому возрождению.

Начало

Евгений Кулик родился 31 октября 1937 года в Минске. Окончил столичное художественное училище, а затем Белорусский государственный театрально-художественный институт.

Учился у замечательных педагогов — Льва Лейтмана, Альгерда Малишевского, Виталия Цвирко, Александра Мозолёва. С 1963-го участвует в официальных художественных выставках, еще через два года вступил в Союз художников Беларуси. Окончив институт как живописец, он переориентировался на графику. Автор станковых листов и экслибрисов. Оформлял книги для детей и взрослых, классику и современные произведения — в основном белорусских авторов. Работал художником в детском журнале «Вясёлка».

Становление

Евгению Кулику свойствен романтический взгляд на белорусское прошлое времен Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой, ностальгия по временам, которые уходит в небытие под натиском урбанизации и массовой культуры, но прежде всего тревога за судьбу белорусской культуры, пребывавшей под давлением советской идеологической машины. Опора белорусскости в его понимании — историческая память и традиционный быт.

Художник поставил творчество на службу национальной идее, используя каждую возможность для пропаганды белорусской истории и культуры.

Пик его творчества приходится на 1974—1983 годы, когда появились наиболее известные произведения: «Памятники зодчества Гродненщины», рисунки-реконструкции «Замки Беларуси», графика по произведениям Янки Купалы и памяти Алены Киш.

Память

В 1980 году Евгений Кулик начинает работу с классическим произведением «Песнь о зубре» Миколы Гусовского. На тот момент уже существовали иллюстрации, сделанные Арленом Кашкуревичем, поэтому художник вступал в своеобразное соревнование с мэтром национальной графики. Сегодня иллюстрации обоих авторов — в ряду высших достижений белорусской книжной графики.

Само по себе издание знаменитого произведения латиноязычного поэта в переводе на белорусский язык стало знаковым событием для освоения белорусами своего культурно-исторического наследия. И Евгений Кулик увидел в этом возможность для прославления героического прошлого. Критики считают эту работу кульминацией творчества художника.

Гордосць

Евгений Кулик создал ряд портретов исторических личностей — Рогволода, Рогнеды, Евфросинии Полоцкой и многих других. Ряд сюжетных композиций посвящен драматическим событиям национальной истории, в частности, восстанию 1863-64 гг. В соавторстве с Миколой Купавой выполнил изображения гербов Магдебургского периода для книги Анатолия Титова «Городская геральдика Беларуси». Вместе с Анатолием Баженова выполнил гербы для книги «Геральдика белорусских городов».

Особое место в творческой и общественной деятельности занимает эпизод, связанный с созданием в 1980 году открытки к 1000-летию Беларуси. Усилиями белорусской диаспоры она была растиражирована по всему миру. Имя автора (а он смело поставил на миниатюре свою монограмму) стало известно Комитету государственной безопасности, художника вызывали на допросы, за ним установили надзор.

«Паддашак»

Начиная с 1960-х и до 1990-х мастерская Евгения Кулика была своеобразным клубом оппозиционно настроенной и национально ориентированной интеллигенции. Именно здесь, под самым носом у спецслужб, сложилась культурная среда «На Паддашку» [«На чердаке»]. Мастерская находилась под крышей в доме напротив здания КГБ.

«На Паддашку» берут начало самиздатовские публикации, здесь копировали запрещенные давние тексты, готовились выставки, организовывались поисковые экспедиции. В сущности, это была одна из немногих неформальных групп в БССР, которая три десятка лет функционировала, несмотря на меры со стороны властей. В конце 1980-х художники этой среды составили ядро творческого объединения «Пагоня». Сам Кулик приложил руку к ряду программных документов объединения — уставу, обращениям, заявлениям.

Алексей Марочкин, Евгений Кулик, Петр Сьвентаховский, Лариса Гениюш, Владимир Басалыга; сидит — Ирина Марочкина. Зельва, 1981 год.

С активизацией политической жизни в новой мастерской Кулика на Танковой собирается не только творческая, но и политическая оппозиция. Здесь планировались акции Белорусского Народного Фронта, сам Евгений Кулик принимал активное участие не только в их художественном оформлении, но и в подготовке программно-идеологических документов БНФ.

Погоня

В 1991 году Евгений Кулик участвовал в создании графического эталона Государственного герба Республики Беларусь «Погоня». Как вспоминает тогдашний активист молодежного объединения «Талака» Винцук Вечёрко, еще раньше уникальная библиотека и архив-пинакотека художника обусловили возвращение исконных символов.

Кроме того, без помощи и участия Евгения Кулика не было бы многих публикаций на геральдические темы. «И раз сейчас мы мысленно оцениваем, а что об этом сказал Кулик, значит, перед нами фигура, соизмеримая с самыми выдающимися сынами родины», — подытоживает Винцук Вечёрко.

Наследие

В последнее десятилетие жизни Евгений Кулик в своем творчестве придерживался собственной традиции. То, чем он занимался в первую очередь — геральдика, историческая реконструкция — было ближе к работе ученого.

Наследие Евгения Кулика занимает почетное место среди достижений белорусского искусства второй половины ХХ века. Бесспорен его огромный вклад в пробуждение и сохранение для потомков исторической памяти.

Выставка в Национальном художественном музее, которая будет работать до 2 декабря стала данью памяти мастеру, знаком уважения к его бесценному вкладу в развитие отечественного искусства ХХ века.

По инф. Игоря Корнея, Радио «Свабода»

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера