Найти
25.09.2018 / 09:2913РусŁacБел

Новый лидер ОГП Козлов: «Зицпредседатель — это не про меня»

Гость Радио «Свабода» — исполняющий обязанности председателя Объединенной гражданской партии Николай Козлов.

Избранный на последнем съезде председателем ОГП Василий Поляков 23 сентября обратился с заявлением об отставке. 24 сентября Политсовет принял адставку и постановил, что до следующего съезда партией будет руководить заместитель председателя Николай Козлов.

На Радио «Свабода» Николай Козлов заявил, что будет самостоятельным руководителем партии, рассказал, чему его научила служба в милиции, и обещает научиться разговаривать по-белорусски.

Когда вся репрессивная машина обернулась против меня, посчитал, что невозможно продолжать службу

— Полагаю, наше интервью следует начать с вопроса, который журналисты не задают хорошо известным политикам. Однако вас я хочу попросить, чтобы вы немного рассказали о своей биографии.

— Родился в Воложине в 1967 году. Но в детстве переехал в Несвиж, и вся моя жизнь связана с этим городом. После школы поступил в Новосибирское высшее военное училище. Служил в армии, последнее место службы — Средняя Азия, Узбекистан. Участвовал в событиях в Нагорном Карабахе, разводил враждующие стороны в качестве заместителя командира роты.

После распада СССР написал рапорт об увольнении, так как не видел себя в составе узбекской армии. Вернулся на родину и поступил на службу в уголовный розыск, где и работал 18 лет. Закончил службу подполковником, оперуполномоченным по особо важным делам.

Ушел я в результате скандальной истории на парламентских выборах 2008 года, когда нес службу на избирательном участке. Участковая комиссия фальсифицировала выборы, вбрасывала бюллетени в урну, о чем я сообщил руководству, написал соответствующие рапорты. Эта история, наверное, хорошо известна.

После того как увидел, что никаких мер против людей, совершивших преступление, не предпринимается, я обратился в прессу и сделал эту историю публичной. После этого моя служба в милиции стала невозможной, мои телефоны прослушивали, за мной вели наружное наблюдение. Это продолжалось более полугода. После того как увидел, что ничего не делается, чтобы наказать нарушителей, а вся репрессивная машина обернулась против меня, — я посчитал, что невозможно продолжать службу, и уволился.

— И вы сразу после этого решили прийти в оппозиционную партию?

— Нет, после увольнения я и не думал заниматься политической деятельностью. Для меня это был личный бой с системой, это было принципиально. Я еще несколько лет не примыкал ни к одной из партий, да и не очень интересовался политикой.

Но так получилось, что одним из кандидатов, против кого совершали ту фальсификацию, был Анатолий Лебедько. И когда я через «Народную волю» рассказал, как это было, — Анатолий пригласил меня на пресс-конференцию. Тогда я читал разные комментарии, мол, всё это фейк оппозиции, — и я посчитал невозможным проигнорировать пресс-конференцию. Там я и познакомился с Анатолием Лебедько, а спустя некоторое время меня приняли в ряды партии.

Я думаю, что буду вполне самостоятельным

— Стало известно, что председатель партии Василий Поляков обратился в политсовет партии с заявлением об отставке. 24 сентября политсовет принял отставку и постановил, что до следующего съезда партией будете руководить вы. Сразу возникает вопрос: насколько полноценным, настоящим руководителем будете вы на этой должности? Не станете ли вы каким-нибудь зицпредседателем?

— По крайней мере я не намерен таким быть. Мне кажется, что «зиц» — это не про меня. Так получилось, и я совершенно сознательно принял на себя эти обязанности. Понимая ситуацию, сложившуюся в партии в связи с отставкой, я принял это предложение.

Конечно, опыта у меня недостаточно. Но за мной стоит команда, я рассчитываю на их помощь. Я вижу готовность членов ОГП мне помогать, решать все сложные моменты. Все это позволило мне согласиться с решением. Я думаю, что буду вполне самостоятельным. При этом у нас демократическая партия, есть решения съезда, периодически созываем политсовет.

— Какие главные стратегические задачи стоят сейчас перед партией?

— У нас есть принятый съездом стратегический план. Для себя я вижу прежде всего задачу сохранения партии, ее структур, в рабочем состоянии. Нас ожидают две большие электоральные кампании — парламентские и президентские выборы, подготовка к ним уже началась.

— Долгое время неизменным руководителем партии являлся Анатолий Лебедько. Когда происходил последний съезд партии, именно вас называли человеком, которому Лебедько больше всего доверяет и в котором видит перспективу для партии. Теперь Лебедько ушел со всех партийных постов. Какой вы видите его роль в партии, хотели бы вы получать от него какую-то помощь, советы?

— Безусловно, это полезно. Но я скажу, что, кроме Лебедько, у нас в партии хватает людей, на помощь которых рассчитываю. Это и Добровольский, и Марголин, и Ковалева, Богданкевич, Чигирь — масса людей, которые имеют большой опыт, ценят партию. В их числе, конечно, и Анатолий Лебедько, который имеет колоссальный политический опыт.

Ощущаю профессиональную деградацию сегодняшних милиционеров

— А ваш опыт милиционера, оперуполномоченного помогает в политике? Или, может, «профессиональная деформация» накладывает свой отпечаток, и вы, наоборот, хотели бы отбросить те качества, которые были нужны для работы в милиции?

— По правде я больше чувствую себя профессиональным военным. Хотя дольше я и прослужил в уголовном розыске, «опером» по особо важным делам. Это бесценный опыт. За годы, которые я провел в розыске, я же общался не только с преступниками. Это масса других людей. Все время — это коммуникация. Поэтому определенное понимание и знание людей у меня иммется. Поэтому думаю, что больше было пользы от моей предыдущей деятельности.

Конечно, в последнее время я нахожусь «по другую сторону баррикад». И когда общаюсь с сегодняшними милиционерами, то с сожалением ощущаю их профессиональную деградацию.

— Опыт контактов с людьми вам теперь пригодится в общении с руководителями других оппозиционных политических структур, в формировании коалиций. Как вас воспримут другие оппозиционные лидеры? Возможно, будет какая-то дистанция, ведь вы пока только временный глава партии?

— Во-первых, со многими ведущими лидерами я уже знаком, это люди для меня не новые. Думаю, нет оснований как-то особенно меня воспринимать. Главное, чтобы все понимали, что это решение политсовета. Ранее я был избран съездом в качестве заместителя председателя. И имею все основания говорить, что могу представлять ОГП.

— За вашу политическую карьеру я пока не встречал случаев, чтобы вы выступали или давали комментарий по-белорусски. Намерены ли вы подучить белорусский язык, чтобы активнее пользоваться им в жизни и политической деятельности?

— Безусловно, я чувствую за собой этот недостаток. Стыжусь этого и думаю, что надо над этим работать. Будем учить белорусский язык. Давно такая потребность есть, давно я ходил с идеей, что нужно белорусский язык вспомнить. В школе белорусский язык был — но школьным курсом и ограничился. Я понимаю эту необходимость — для себя как гражданина, белоруса. Думаю, что начну этот пробел исправлять.

Виталий Цыганков, Радио «Свабода»

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера