Найти
17.09.2018 / 16:5032РусŁacБел

Вильня — кривичская Мекка? В Литературном музее Янки Купалы проходит выставка, которая это доказывает

До конца сентября в Литературном музее Янки Купалы можно посетить выставку, которая доказывает, что Вильнюс 1920-х — важнейший для белорусской истории город. Своими впечатлениями от выставки делится в фейсбуке историк и социолог Алексей Ластовский.

«Крывіцкая Мекка», «Государственный литературный музей Янки Купалы». Очень важная и по идее, и по содержанию выставка — про белорусский Вильнюс.

Общеизвестно, что этот город в свое время являлся центром белорусского движения, но выставка наполняет этот факт живыми людьми, их взаимоотношениями, стихами и изданиями. Ясно, что в центре — Янка Купала, масса его автографов виленского периода, практически все они не экспонируются и сегодня извлечены из запасников музея (и некоторые весьма ценные, как рукопись «Павлинки»). Плюс фотоснимки, письма, записки.

Фото Алексея Ластовского, facebook.com

Но и другие яркие личности представлены на выставке. Фотоснимки из частной коллекции Ирины Ниженковской, падчерицы Бронислава Тарашкевича (она выступала на открытии). Привезли издания виленского Белорусского музея (некоторые из них настоящие раритеты).

Я вот подумал, что белорусская Вильня — это во многом и наша Атлантида, безвольно утраченная и полузабытая. Что мы знаем о действовавшем в Вильне белорусском общества «Сокал» (в той же Чехии это была опора национального движения)? Благодаря этой выставке я узнал, что был третий брат Луцкевичей — Степан (хотя потом я нашел, что о нем все же писал Анатолий Сидоревич).

Фото Алексея Ластовского, facebook.com

Выставка наводит и на другие интересные мысли. С учетом нашей актуальной моды на вышиванки, когда маркером национального вдруг стали орнаменты, интересно, что при всей демонстративной идейной «мужыцкости» наших первопроходцев белорусского движения такая мода им была чужда. Притом что поляки и украинцы увлекались «хлопоманством» и носили традиционный костюм, у белорусской же интеллигенции это было иначе: мужчины предпочитали элегантные (насколько могли себе позволить) костюмы, а женщины щеголяли в народной традиционной одежде. И фотоснимки с выставки такое «гендерное» разделение в белорусском движении ярко иллюстрируют.

Сходить стоит, разрозненные фрагменты этой потерянной столицы собрать воедино, благодарю Павлу Королеву, Людвике Кардис и всем, кто был причастен к организации этой выставки.

По инф. Алексея Ластовского, facebook.com

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930