Как в Дисне, самом маленьком городе Беларуси, проходил яркий местный праздник иконы Смоленской Богоматери
Пишет Владимир Скрабатун.
Ежегодно 10 августа в Дисне, самом маленьком городе Беларуси, проходит большой праздник, посвященный прославлению чудотворной иконы Смоленской Богоматери. В этот день храм собирает не только верующих жителей города Дисна и всего Миорского благочиния, но и многих паломников из разных мест Витебской области, России, Латвии и Литвы. Традиционно праздничную Божественную литургию возглавляет архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий.
Поехать в Дисну автору этих строк предложил Игорь Куницкий, глубокский предприниматель, родившийся в Дисне, здесь ходил в школу, но в 1968 году с родителями переехал в Глубокое, где и окончил среднюю школу. В этот день одновременно должны были произойти две встречи одноклассников Игоря — в Глубоком и Дисне. Игорь же выбрал Дисну.
1968 год запомнился мне только тем, что в Глубоком смели с полок магазинов всю соль, спички и мыла, а хлеб сушили на сухари. «Война будет!» — причитала моя мать. Тогда же советские танки вошли в Чехословакию. Но мало что помню о школьной жизни 1968-го! А здесь и спустя 50 лет собираются одноклассники Игоря, с которыми он отучился лишь 5 классов! Феноменально!
В этот день число людей в самом маленьком городе Беларуси с населением всего 1,5 тысячи увеличилось где-то в четыре-пять раз. В полдень начался праздник. После литургии состоялся Крестный ход. Процессия прошла от Воскресенской церкви на кладбище — к церкви Смоленской Богоматери. Колонна растянулась от храма до Двины, поворачивала на набережную и далее вдоль костела еще метров 200, то есть длину колонны можно оценить в один километр.
Главный православный храм Дисны — Свято-Воскресенская церковь.
Маленькая Дисна в этот день стала многолюдной.
Священники с обеих сторон колонны окропляют святой водой верующих.
Икону по традиции и по действующей договоренности несли крепкие ребята из МЧС. При приближении иконы верующие оставляли пожертвования в ящик перед иконой, а затем, пригнувшись, проходили под ней. Такая традиция.
Следует сказать, что центр Дисны — огромный пустырь. Дисна так и не залечила раны последней войны. На межвоенных фото Дисна выглядит как Вильнюс! Множество двухэтажных, прижатых один к другому домов. Как утверждает местный старожил и краевед Фадей Шимукович, город был разрушен в 1944 году, когда советская армия выбивала оттуда немцев. Уездный госпиталь 1910-х гг. постройки и сегодня стоит в живописных руинах над Двиной.
РРуины уездного госпиталя так и стоят с 1944 года.
Неожиданно встретил знакомого археолога Марата Климова, который неподалеку с волонтерами из Глубокского проводит раскопки в бывшем замке Сокол. А на этом празднике присутствует уже четвертый раз подряд.
— Слышал, что в следующем году руины больницы будут сносить! — говорит Марат.
— Нет, вот чтобы восстановить здание под турбазу или дом отдыха! — говорю. — Эти колхозники одно, что умеют, только разрушать! Можно и законсервировать! Дисна же — съемочная площадка «Беларусьфильма»! С десяток известных художественных фильмов снимали в Дисне!
Перечислим: «Государственная граница», (1980 г. «Беларусьфильм»); «Война под крышами» (1967, «Беларусьфильм»); «Сыновья уходят в бой» (1969, «Беларусьфильм»); «Черная береза» (1977, «Беларусьфильм»); «Затишье» (1981, «Беларусьфильм»); «Водитель автобуса» (1983, «Беларусьфильм»); «Люди на болоте» (1984, «Беларусьфильм»); «Свидетель» (1985, «Беларусьфильм»)…
Впереди всей процессии двигался «уазик», в кузове которого стоял музыкальный ударный инструмент. Двое мужчин палочками стучали по металлическим пластинам, звуки напоминали перезвон церковных колоколов. Автор поинтересовался у одного священника: как называется этот инструмент?
Этот инструмент — билы — издает мелодию, которая напоминает перезвон церковных колоколов.
— Билы! — говорит батюшка.
Сначала не понял, даже написал на бумажке. Так ли? Ведь звучит будто по-украински — «білы», то есть «белый».
— Да! Билы!
— Ага, от слова — «бить»!
— Да!
Девушки с обеих сторон посыпали лепестками цветов дорогу перед иконой.
Верующие кладут пожертвование перед иконой и проходят под ней, согнувшись.
У кладбищенской церкви Смоленской Богоматери состоялся молебен, а также обход церкви с иконой. И шествие направилось вновь по улицам города к Свято-Воскресенскому храму. Празднование происходило в течение пяти часов.
Дисенский костел восстановлен из руин, но все еще стоит в лесах.
Крестный ход повернул на мощеную набережную Двины.
У кладбищенской церкви Смоленской Богоматери ожидала группа верующих.
В 1990-е годы была пристроена часть церкви, но почему-то из белого кирпича.
Крестный ход вокруг кладбищенской церкви.
После праздника автору пришлось самостоятельно добираться километра четыре — от Одигитриевской церкви к старинному парку, в этом месте в Двину впадает Дисна.
Люди с восточного берега на пароме возвращаются домой с праздника. Тот берег до 1939 года был советским, этот — польским.
Хотя меня часто критикуют, что, мол, «никакого упадка Дисны нет, и мы рады, что наши дети, уехав отсюда, стали учеными, врачами, инженерами, работают в Минске, Полоцке и Новополоцке», осмелюсь снова повторить — Дисна вымирает! Простой пример. По всему парку — пни от спиленных деревьев. Так и парка не станет! Неужели нельзя поручить шефство над парком местному лесхозу или на худой конец поручить школьникам во время субботника накопать и рассадить самосев?
На встречу одноклассников Игоря собралось человек пятнадцать, приехали из Вильнюса, Витебска, Латвии и Израиля. Одноклассница Елена из Израиля привезла не только израильское красное вино, но и финики. Финики всех поразили! Каждый финик в два если не в три раза больше тех, что продаются у нас в магазине!
Встреча одноклассников в старинном городском парке, в месте, где Двина сливается с Дисной. Игорь — в соломенной шляпе.
Двина сливается с Дисной — на фото справа. Слева — вытянутый на полкилометра Замковый остров. Некогда, наняв войско за свой счёт, защищал этот замок от московитов воевода Мстиславский, староста Дисненский, владелец Глубокого — Иосиф Корсак Глубокский.