Найти
29.07.2018 / 11:0621РусŁacБел

Что нужно знать, прежде чем ехать в путешествие в Албанию ФОТО

Тридцать лет назад Албания была самой закрытой страной Европы. И хотя она уже давно принимает туристов, эта страна для многих до сих пор остается загадочной.

Все больше белорусских турфирм предлагают своим клиентам отдых на Адриатическом море в Албании. Некоторые называют эту балканскую страну бюджетным аналогом Италии. И действительно: есть и выход к морю (даже к двум: Адриатическому и Ионическому), и памятники Римской империи, в состав которой когда-то входила Албания. Да и цены среднего белоруса не испугают — не то что итальянские или даже черногорские. Разница в обслуживании иногда существенная, но и Москва не сразу строилась.

Албания всегда рада белорусским туристам, а в летний период страна предоставляет белорусам безвизовый въезд. Почему бы не воспользоваться? Учитывая, что с прошлого года появилась возможность долететь прямым рейсом из белорусской столицы в Тирану чартерным рейсом «Белавиа», консолидированным туроператором «Аэротрэвел».

День. Улица. Тирана. Центр

Если в 2013-м году Албанию посетили 3,3 миллиона туристов, то в 2017-м — почти 5,2 миллиона, более чем в полтора раза. Что же ищут путешественники в этой стране?

Здесь сохранились памятники различных, не похожих одна на другую, исторических эпох.

Страна входила в состав Римской, Византийской, Османской империй. В начале ХХ века получила независимость и прошла различные формы управления: то республика, то королевство. Но уже в 1939-м была оккупирована Италией, затем — Германией.

В 1946—1985 Албания существовала как социалистическое государство под управлением диктатора и последовательного сталиниста Энвера Ходжи. Он обвинил СССР в том, что страна отошла от идеалов коммунизма, и разорвал все отношения с большим братом. Дружба с Китаем времен Мао Цзэдуна также было недолгой — китайцы не соответствовали идеалам Ходжи.

Албания настолько изолировалась от внешнего мира, что приезжать туда могли единицы, да и тем приходилось проходить массу специальных процедур, вплоть до обязательной стрижки под унифицированный албанский стиль по прибытии в аэропорт Тираны.

Однако после смерти Ходжи страна начала либерализироваться, развиваться, и этот процесс продолжается по сей день.

В современной Албании можно встретить руины древнего амфитеатра, а через пару сотен метров — бункер. И это вторая известная фишка страны, которую местные называют Шкиперией (страной орлов):

Энвер Ходжа приказал построить более 700 тысяч бункеров по всей стране, где бы могли укрыться албанцы в случае ядерной войны.

Можно догадаться, что бункеры оказались невостребованными. Некоторые местные жители в настоящее время используют их как погреба для хранения картофеля и домашних консервов, другие — разбирают на бетонные блоки, которые впоследствии пускают на возведение домов и сараев.

Слева — бункер на частном участке. Справа — бункер-музей в центре Тираны

Некоторые бункеры были превращены в музеи, и туда пускают внутрь посетителей. Самый большой из них — бункер Ходжи (а как же). Его время от времени открывают для туристов, но Министерство обороны делает все возможное, чтобы скрывать от иностранцев этот стратегический объект.

Размещается мегабункер на окраине Тираны. Это огромное подземное многоэтажное сооружение, где 106 комнат, три километра тоннелей, хранилище боеприпасов и продуктов питания, центр связи, концертный зал и апартаменты для комфортного проживания великого вождя после атомной катастрофы.

Бункеры — далеко не единственный пример специфического архитектурного наследия Албании.

Когда едешь по дорогам из одного города в другой, начинаешь отмечать, что недостроенных домов гораздо больше, чем пригодных для жизни.

Вот так выглядит большинство «недостроев» в Албании. Нечто среднее между офисным центром и паркингом.

В то же время большинству серых жилых домов, построенных в период социализма, албанцы придали более жизнеутверждающий облик, раскрасив их в разные цвета.

Уандерленд, без сомнений

На улицах Тираны в будни бывает крайне тяжело проехать: машин полно, мало кого волнуют правила дорожного движения (мы же говорили, что маленькая Италия). Хотя сами дороги не столь узкие, как во многих городах Западной Европы.

В конце XX века среди небогатых албанцев царило мнение, что автомобиль — скорее роскошь, чем средство передвижения. Позволить иметь его могли себе немногие — остальные ездили на велосипедах.

Возможно, чтобы закрыть этот гештальт из прошлого, албанцы весьма уважительно относятся к автомобилистам: парковки в городах встречаются на каждом шагу.

А где не встречаются, то там еще строятся. Дошло до того, что вход в подземный паркинг устроили прямо на центральной площади Скандербега в Тиране.

Внизу — парковка, на верху — центральная площадь столицы

В то же время люди не стремятся отказываться от велосипедов и активно ими пользуются, несмотря на то, что с инфраструктурой здесь пока все сложно. Велосипедные дорожки хотя и увеличиваются, но дисциплина участников дорожного движения оставляет не самые лучшие впечатления. Автомобилисты часто не считают велосипедистов полноценными участниками движения и не пропускают их вперед там, где этого требуют правила.

{NEWS}

Вот и мне не случилось стать жертвой упомянутой «велосипедной дискриминации».

Неподалеку от города Шкодера ехала по правому краю дороги, как и местные жители (обочины или специальной дорожки на том шоссе не было). С той же стороны стояла припаркованная машина, водитель которой, не глядя на дорогу, с размаху открыл дверь, отбросив меня с велосипедом на вторую полосу шоссе. Первое, что сделал после этого водитель, — не помог подняться, не извинился, а поскорее перепарковал машину на противоположную сторону дороги, чтобы не разбираться с полицией в случае, если я решу туда обратиться. Только после того как «застраховал» себя от ответственности, он обратил внимание на хромающую девушку и ее сломанный велосипед.

Вскоре я узнала, что у албанцев считается лекарством от всех болезней.

Аналогично тому, как у нас многие натирают больных водкой при высокой температуре, албанцы лечат все болезни своим местным алкогольным напитком — ракией.

Причем и натирают ею гематомы, и дают пострадавшему выпить, чтобы уменьшить боль.

Если говорить об албанцах в целом, то они оставляют положительное впечатление. Вежливые, отзывчивые. Отличие албанской культуры от белорусской — в короткой межличностной дистанции: к незнакомцу с улицы в Албании относятся почти как к члену семьи. Ему могут задать едва ли не любой вопрос и рассказать увлекательную историю из собственной жизни.

Шахматные состязания в парках вызывают аншлаги.

Даже журналисты, которые остановили нас на Площади Скандербега, прежде всего поинтересовались, не супруги ли мы и скоро ли собираемся ими стать. А уже потом пошли вопросы, откуда приехали и что нашли в Албании классного.

Кстати, как журналисты, так и большинство встречавшихся нам людей слышали о Беларуси.

Во всяком случае фамилию Лукашенко и столицу Минск называют без долгих раздумий. И это было сюрпризом, так как за год до поездки в Албанию я беседовала с людьми в соседней с ней Италии, где если и слышали о Беларуси, то с полным убеждением, что это одна из российских провинций.

Иногда кажется, что люди настолько доверчивы, что даже ко всему безразличны.

Поясню это на примерах.

В Тиране мы с коллегой-журналистом отправились в бункер-музей рядом с центральной площадью. Вход стоил около 10 евро. Исключительно из интереса и ни на что не надеясь, я подошла спросить, можно ли пройти по белорусскому удостоверению журналиста бесплатно. Показала сотрудницам музея красную карточку, где все написано по-белорусски, на что они ответили: «Мы ничего не понимаем, что здесь написано, но если это удостоверение журналиста, то пожалуйста, проходите».

Подобная ситуация была и в маршрутке в Шкодере. Билет стоил 5 евро с человека, и я, снова ни на что не рассчитывая, протянула десятку за двоих и спросила, предусмотрены ли скидки тем, кто имеет международную студенческую карту. Водитель сказал, что никогда об этом не думал, почесал затылок и пробил два билета по 4 евро, хотя даже не взглянул ни на мою карту ISIC, ни на лицо моего коллеги, который уже давно вырос из студенческих лет.

Поэтому, если вы окажетесь в Албании с жестко лимитированным бюджетом, имейте в виду, что договориться с людьми в этой стране можно — уже постфактум будете удивляться, как вам это удалось.

И если уж упомянула о маршрутках… Транспорт в Албании — своя стихия.

Если вы сели в автобус до города, который от вас в 80 километрах, будьте готовы, что ехать придется полдня.

Из македонского Охрида к албанской Тиране, хотя города находятся на расстоянии менее 100 километров один от другого, албанский перевозчик вез нас более 5 часов.

Загадка: проложите кратчайший путь из пункта А в пункт С

На пути к албанской столице мы проехали даже приморский городок Дуррес, хотя между Охридом и Тираной никакого моря на карте не просматривается. Много раз переспрашивали, не ошиблись ли автобусом, потому что показалось, что мы попали на экскурсионный маршрут с музыкальным сопровождением.

Музыка в междугородних автобусах — неотъемлемая часть поездки. Каждый раз мы наблюдали своеобразный ритуал: перед отправлением водитель подключает два телевизора, настраивает картинку с барышнями в национальных костюмах, которые танцуют и поют народные песни. Затем водитель проходит по салону и проверяет, отовсюду ли слышно, чтобы никто не обиделся на то, что слишком тихо. Если со звуком порядок и барышень всем видно — всё в порядке, можно отправляться в путь.

Правда, в окнах автобуса картинка кажется более интересной, чем в телевизоре. Все время едешь по серпантину, снизу — вода, сверху — горы и водопады.

Природа исключительная! Вот так едешь, любуешься, а впоследствии отмечаешь еще одну отличительную черту Албании: невероятная загрязненность шикарных природных пейзажей отходами человеческой деятельности.

От созерцания гор мусора среди гор природных наворачиваются слезы. Особенно много мусора в каналах и водохранилищах. Смотришь на него — и с трудом различаешь воду. И надеешься, что перед тобой не тот канал, который обеспечивает город питьевой водой.

Трехсотлетний каменный мост вблизи Шкодера. Горы, мусор — «идиллия»…

Сервис в Албании неплохой, но со своими особенностями.

Первый сюрприз нас ждал сразу по приезде в Тирану. Мы вымокли под дождем, несли тяжелые рюкзаки, хотели поскорее попасть туда, где сухо и тепло. У нас были давно забронированные апартаменты, оставалось их только найти. Поиски оказались непростыми: методика планировки улиц и нумерации зданий непривычна для белорусов. Но после того как мы все же отыскали заветный пункт назначения, то оказалось, что хозяйка нас не ждет: квартира была закрыта. По телефону она нам сообщила: «Не ждите меня, я в другом городе до следующей недели, поищите другое размещение». Вот так албанцы могут отнестись к приглашенным гостям, пусть даже они и везут деньги.

К счастью, в Тиране туристам предлагается множество вариантов, где остановиться. Пройдя сотню метров, мы зашли в приятный хостел, где за 16 евро нас на сутки заселили в номер с двумя огромными кроватями и кондиционером-обогревателем, который, на удивление, работал на десяточку. Ремарка про обогреватель попала сюда неслучайно: большинство албанских зданий не имеют батарей отопления, поэтому в отелях и хостелах вы встретите только кондиционеры, которые могут быть настроены на режим обогрева. И считайте, что вам повезло с жильем, если кондиционер в комнате не просто есть, а еще и работает.

Очередная неожиданность постигла нас в кондитерской с восточными сладостями. У миловидной продавщицы мы попросили два кусочка пахлавы. Девушка приветливо улыбнулась, достала с прилавка рукой (без перчаток) один кусок, положила в пакет. Затем облизала руку от сиропа и ею же достала для нас второй кусочек.

Неподготовлены мы были и к тому, что в Албании тяжело найти, где есть терминал для оплаты банковской карточкой.

Карточки не принимают даже в кассах центральных автовокзалов. Имейте это в виду и обзаведитесь заранее местными леками (лек — денежная единица Албании). Много где принимают оплату и в евро — уточняйте.

Почти повсюду — от шкодерского отельчика до ресторана в центре Тираны — приходилось для оплаты иметь наличные. Но следует отдать должное: за 12 евро в ресторане в центре Тираны мы заказали четыре блюда и два графина местного вина. И еще одна албанская фишка: чаевые здесь принято не оставлять на столе, а давать прямо в руки официанту или официантке.

Круглый год по всей стране действуют фонтаны.

Их в Албании множество. Фонтаны не то чтобы грандиозные, как римский Треви, но по-своему оригинальные, различных форм, с подсветкой и без нее. И больше всего поражает, что работают они не только летом, но и среди зимы, в том числе и в дождливые январские ночи (да, дожди — нормальное явление для балканского января).

Если к вам внезапно подъедет машина и остановится — не спешите испугаться.

Когда впервые подъехал черный джип, и я поняла, что водитель остановился не для того, чтобы спросить, как пройти в библиотеку, стало немного не по себе. Далее произошла сцена без слов: мужчина за рулем опустил боковое стекло, сфотографировал меня на обычный цифровой фотоаппарат, поднял стекло и поехал дальше. Такая история повторилась впоследствии еще два раза, и я сделала вывод, что местные просто не видят ничего зазорного в том, чтобы фотографировать иностранцев, не задавая лишних вопросов, особенно туристок-блондинок.

Однако что касается коммуникации, то туристам в Албании легче, чем туристам в Беларуси, поскольку большинство местного населения разговаривает по-английски, по крайней мере, в туристических городах.

Парни, которые в полдень сидели возле одного из тиранских подъездов и пили местное дешевое пиво из двухлитровой бутылки, без труда подсказали дорогу к нашим, забронированным из Минска апартаментам (тем самых, которые впоследствии не понадобились).

Не Тираной единой. Что еще стоит посетить в Албании?

Ежегодно возрастает популярность пляжных регионов: Дуррес, Влёра, Саранда, Ксамиль.

Город Влёра расположен между двумя морями: Ионическим и Адриатическим, в 130 километрах от албанской столицы и аэропорта. И всего в 72 километрах от границы с Италией. Влёра примечательна пляжами на любой вкус: песчаные, галечные, каменистые — а также многочисленными уголками пока еще нетронутой природы.

Саранда — маленький и тихий курортный городок с населением 37 тысяч. Его песчаные берега омывают воды Ионического моря, а напротив располагается греческий остров Корфу. Пожалуй, лучшее место для любителей тихого и безлюдного отдыха. От шумной столицы (то есть и от аэропорта) он на большом расстоянии: около 300 километров. Но можно прилететь и на Корфу, а затем добраться в Саранду на пароме.

Ксамиль — поселок в 15 км от Саранды — известный как «албанские Мальдивы». Так его называют за бирюзово-изумрудный цвет Ионического моря и белые песчаные пляжи. Ксамиль имеет пляжи как в материковой части, так и на островах, куда можно доплыть на катамаране, моторной лодке или даже без специального транспорта (с ластами или без них).

И наконец Дуррес. Наверное, самый популярный курортный город Албании (прежде всего потому, что к нему проще всего добраться: 40 км от Тираны и местного аэропорта). И особенно Дуррес нравится семьям с детьми: здесь мелкое море и широкие песчаные пляжи.

На сайте туроператора «Аэратрэвэл» можно подобрать тур в любой из этих городов. Самолеты летают прямо из Минска, поэтому дорога будет легкой и приятной. Возможность прямых перелетов доступна с прошлого года, и компания уже получила множество позитивных отзывов от путешественников, которые воспользовались ее услугами.

УНН 190775817

Албания только начинает показывать себя миру. Путь этот долгий и непростой. Поэтому на нем пока и встречаются недостатки. Кстати, а кто говорил, что будет просто? Важно другое: Албания твердо решила стать привлекательной для туристов. И для этого у страны всё есть. Требуется лишь время. А пока не упустите возможности увидеть Албанию такой, какая она сегодня. Еще не причесанной и не унифицированной, с дружелюбными и открытыми людьми, вкусной кухней, теплым морем и недорогими услугами.

Албания (алб. Shqipëria) — государство в западной части Балканского полуострова. Население — около 2,9 млн, территория — около 28,7 тыс. кв. км. Занимает 136-е место в мире по численности населения и 139-е по территории. Делится на 12 областей.

Столица — Тирана. Государственный язык — албанский.

Албания — парламентская республика. Действующий президент — Илир Мета.

Албания — член НАТО с 2009 года. Официальный кандидат на вступление в ЕС.

Анна Климович, фото автора

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
1
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930