Найти
21.05.2018 / 19:0621РусŁacБел

Здесь лежат две сотни наших соотечественников: белорусы посетили Монте-Кассино накануне годовщины одного из самых известных сражений Второй мировой

Бывают события, к которым готовятся специально по случаю юбилеев, значительных дат, а бывают совпадения — твоей жизни и исторических годовщин. Такой случайной стала поездка с коллегами на Монте-Кассино за неделю до очередной годовщины той кровопролитной битвы, которая завершилась 18 мая 1944 г.

В городок Кассино от Неаполя можно доехать за два часа на региональном поезде. В городе и окрестностях находятся три мемориальных, связанных со знаменитой битвой, захоронения: британское (около 5 тысяч захоронений), немецкое (около 20 тысяч) и польское (около 1 тысячи). При этом до последнего добираться сложнее всего: надо подниматься высоко вверх, почти до самого бенедиктинского аббатства. Именно за эту высоту происходило кровавое сражение в 1944-м.

Вид на аббатство от мемориала.

От железнодорожного вокзала из Кассино к действующему и поныне аббатству трижды в день курсирует местный автобус, который за 1 евро поднимет вас на высоту более 500 метров. Если не попали на автобус, можно доехать на такси в любое время, но уже за 20 евро. Подавляющее же большинство посетителей и к аббатству, и на польское кладбище приезжает на экскурсионных автобусах. Большую их часть мы видели у входа в католическую святыню, гораздо меньше, но были такие же автобусы и у мемориала.

Польское военное захоронение находится на той же горе, чуть ниже аббатства (минут 10—15 пешком). Оно было заложено сразу после битвы по приказу генерала Владислава Андерса — командующего 2-м Польским корпусом, ставшего основной военной силой в борьбе за стратегическую высоту. Около 1050 солдат были похоронены здесь уже на момент открытия кладбища в сентябре 1945 г. Некоторое число захоронений прибавилось позже, в том числе и самого генерала Андерса с женой.

Скончавшийся в 1970 г. в Лондоне, он завещал похоронить себя рядом со своими солдатами.

Могила Владислава Андерса и его жены Ирены.

Захоронения на кладбище, в девяти больших секциях (по два ряда в каждой), располагаются на разных уровнях — один над другим по склону (на фото). В массе своей надгробия имеют традиционный четырехконечный крест, но есть секции и с шестиконечными православными крестами, а также иудейские захоронения.

Православная секция

Еврейская секция

Нас, разумеется, интересовало, где похоронены на кладбище солдаты-белорусы. Согласно публикациям белорусской эмиграции еще начала 1950-х, здесь покоится более 250 наших соотечественников (по данным историка Юрия Грабовского, именно белорусов среди них около 180). Уроженцев белорусских земель здесь можно найти во всех секциях, но в православной их подавляющее большинство.

Мы шли вдоль рядов захоронений, вчитывались в надписи. На большинстве надгробий указан регион (чаще повет), из которого происходил солдат. Останавливались перед каждым «нашим», делали фотоснимки.

Много погибших из Новогрудского, Поставского, Волковысского, Браславского, Ошмянского и других западнобелорусских поветов, жителей которых после 1939 г. вывозили в далекую Сибирь, откуда спустя несколько лет они пытались попасть в «спасительную» польскую армию, чтобы найти вечный покой в такой же не близкой итальянской земле…

На некоторых надгробиях ленты цветов польского флага, на могилах солдат из Львова — живые гвоздики, по-видимому, недавно была здесь украинская делегация. Надписи на надгробиях отражают широкую географию участников битвы: встречаются и российская Рязань, и американский Нью-Джерси… На одном надгробии местом рождения указан «Минск. Россия». По состоянию на 1917 год это, безусловно, было правдой, но как-то задевает эта надпись…

Могила за могилой обходим всё кладбище. Сделаны фотоснимки всех «наших» надгробий. Они со временем будут обработаны и добавлены в создаваемую нами виртуальную базу данных белорусских захоронений на Западе.

Стоит отметить, что польское кладбище на Монте-Кассино — одно из крупнейших мест компактного захоронения белорусов на чужбине. Крупнее разве что белорусские кладбища, заложенные послевоенными эмигрантами в Нью-Джерси, Кливленде или Мельбурне. Но к созданию этого мемориала, на Монте-Кассино, белорусы отношения не имели.

В эмиграции среди белорусов были и ветераны Монте-Кассино, они каждый раз вспоминали те события, отмечали годовщину сражения. Сохранились скромные воспоминания о битве в художественной литературе, например «Смерть и соловьи: Воспоминания офицера-белоруса с Монте-Кассино» Петра Сыча [«Смерць і салаўі: Успаміны афіцэра-беларуса з-пад Монтэ-Кассіна»]. Или вот еще «Маки» Михася Ковыля:

Можа сэрцу мне даць адпачынак
На аблоні суцішных вятроў?
Макі, макі на Монтэ-Касіна
Беларуская жывіць кроў.

Хай квітнеюць на вояў магілах,
Мне ня шкода, люблю я квяты;
Але бачу — арол белакрылы
Па-над макамі ў небе застыў.

Беларусаў ён душы вартуе,
Каб да Бога са скаргай ня йшлі,
Што за справу ня тую сьвятую,
За чужую палеглі ў зямлі…

Не, я сэрцу ня дам адпачынак
На аблоні суцішных вятроў, —
Макі, макі на Монтэ-Касіна
Беларуская жывіць кроў…

Наталья Гордиенко, budzma.by

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
0
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
0
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930