Найти
17.05.2018 / 16:1476РусŁacБел

Историк: «Старый замок в Гродно разрушают, чтобы построить псевдоисторический муляж»

Пишет историк Ян Мечислав Супрон.

Знакомьтесь: архитектор нового Старого замка в Гродно Владимир Бочков. Да-да, вы не ошиблись. Именно нового Старого замка. Потому что после «восстановления» тысячелетний памятник архитектуры и археологии будет выглядеть как новенький. Красивый макет замка Стефана Батория, придуманный лет тридцать назад архитектором из Минска, сумел очаровать многих.

Так, по проекту Бочкова, будут выглядеть объекты первой очереди в Cтаром замке уже через два года.

Впрочем, эта история не только об отдельно взятом человеке, но и о деградации системы охраны нашей архитектурного наследия.

Подпорченный вид Несвижского дворца

Впервые про архитектора Бочкова заговорили в 2004 г. Тогда по его инициативе в Несвижском замке на одной из башен появился купол в форме луковицы с кокошниками.

Архитектор оправдывался: купол был спроектирован на основе гравюры Томаша Маковского начала XVII в.

Часовая башня Несвижского замка — до, во время и после реконструкции.

После того как стало понятно, что причудливая конструкция диссонирует со всей архитектурой замкового комплекса, было решено вернуть ей послевоенный облик. Но новый купол, сделанный на скорую руку, получился более высоким и более широким.

Таким образом, прихоть архитектора стала причиной того, что теперь над замком Радзивиллов возвышается некрасивая башня, которая испортила облик величественного памятника архитектуры.

Красивые картинки, рассчитанные на «WOW»-эффект

В конце 1980-х в одном из архивов Швеции была найдена ранее неизвестная гравюра Томаша Маковского с панорамой Гродно 1600 г.

Самым, пожалуй, уникальным объектом на гравюре, была королевская ренессансная резиденция — Старый замок — в первоначальном виде. Вот УДАЧА! Ранее исследователи представляли его совсем иначе.

Наиболее глубокие научные исследования на Старом замке за все время его существования проводили в 1930-е.

Гродно, в то время уездный город, рассматривался польскими властями как один из важнейших форпостов польской культуры на «кресах всходних», и восстановленный замок польских королей должен был стать символом польского Гродно, памятником былой мощи и величия Речи Посполитой.

Работы по консервации замковой стены времен Витовта, 1930-е. Благодаря работе польских реставраторов до нашего времени сохранились фрагменты Новогрудского и Кревского замков.

Выдающийся ученый, профессор, архитектор и инженер Ярослав Войцеховский после нескольких лет исследования написал две научные статьи «Stary Zamek w Grodnie» (по нынешним меркам это были монографии). Он готовил и проект реконструкции замка, но помешало начало Второй мировой войны.

Реконструкция внешнего вида Старого замка по Я. Войцеховскому. 1938 г.

Спустя полвека минский архитектор Владимир Бочков, имея перед собой наработки польских исследователей и недавно открытую гравюру Томаша Маковского, совместил их воедино, проигнорировав ряд предусмотренных Войцеховским принципиальных моментов.

Просим заметить, что никаких серьезных научных исследований на территории Старого замка именно по периоду конца XVI — начала XVII вв. ни Бочков, ни другие исследователи не проводили.

В результате получилась серия авторских графических реконструкций с изображениями, как тогда считалось, первоначального облика ренессансного замка. Иными словами — красивые картинки, рассчитанные на «WOW»-эффект, но не подкрепленные исследованиями.

Реконструкция внешнего вида замкового дворца. Сверху вниз — проект Я. Войцеховского 1930-х и проекты В. Бочкова 1990-х гг. и нынешний.

Так будет выглядеть замковый двор через два года.

Полмиллиона на проект

О реконструкции замка всерьез заговорили в 2012 г. Тогда, согласно программе «Замки Беларуси», Старый замок попал в список памятников архитектуры, которые планировалось отреставрировать и открыть для туристов. К 2016 г. на составление проекта реконструкции было потрачено 350 тысяч долларов, но к самой работе так и не приступили. Через год работы все же начались, когда на проект было выделено еще полмиллиона. Как бы это ни казалось странным, но на составление проекта ушла львиная доля всей суммы.

Значительная часть средств пошла не на изучение замка, а на создание фантазийных проектов королевских покоев.

Как выяснилось позже, «исследователи» вместо того, чтобы провести нормальные научные изыскания с привлечением международных специалистов, в своих кабинетах рисовали… совершенно фантазийное внутреннее убранство комнат короля!

Безальтернативно

Старый-новый проект реконструкции Старого замка, который три десятилетия жил в виде красивых изображений и питал идею возрождения памятника, в конце концов был принят как безальтернативный вариант его «восстановления». А альтернативы могли бы быть, и намного интереснее, чем проект Бочкова, предусматривающий полный снос всех надстроек и конструкций XVII—XIX вв., не вписывающихся в концепцию замка Батория конца XVI в.

Владимир Бочков.

Архитектор предлагает полностью стереть почти 400 лет истории замка во имя «возрождения» полувымышленного первоначального облика!

Проект вызвал волну критики и удивления у специалистов. Владимир Бочков предлагает много смелых конструктивных нововведений в облик Старого замка: четвертый этаж башни над Неманом, «каменица» возле этой башни, второй этаж галереи, соединяющей дворец и въездную башню, напоминающий космическую обсерваторию шарообразный купол над въездной башней, сграффитовые изображения антропоморфных существ на третьем ярусе въездной башни и многое другое.

«Каменица» была деревянной

Одним из самых спорных моментов в проекте Бочкова является так называемая «каменица», которая будет примыкать к Наднеманской башне. В реальности-то ее никогда не существовало.

Это вымысел архитектора, вдохновленного гравюрой Маковского. Следует сказать, что гравюра имеет ряд нестыковок, которые заставляют исследователей относится к ней критически.

Вместо трехэтажной башни с пристроенной лестницей, как было в действительности, Бочков предлагает возвести четырехэтажную башню с выдуманной им же пристройкой.

Научной объективности ради было решено провести на месте «каменицы» раскопки — и не было найдено никаких следов фундамента. Но Бочков ловко обыграл ситуацию: оказывается, «каменица» была деревянной, поэтому и следов не сохранилось, а возводить ее нужно только из кирпича, потому что так было в первоначальном замысле королевского архитектора Санти Гуччи! Документальных подтверждений Бочков не предоставил: их не существует в природе, как и документального подтверждения того, что замок Батория спроектировал именно Гуччи.

В результате бурения скважин и заливки бетонных свай, на которых будет держаться «каменица», было уничтожено несколько сотен кубометров культурного слоя XI-XIV вв. Сколько ценнейших артефактов вместе с неизученными культурным слоем вывезено на свалку!

Бурение на территории замкового двора для заливки бетонных свай. Мощный бур легко погружается в мягкий культурный слой времен Киевской Руси.

С въездной башней и галереей, соединяющей ее с дворцом, происходит еще больший вандализм. Архитектор Бочков увидел (опять же, на гравюре), что над вторым ярусом въездной башни был третий. И он должен быть, как и второй, соединен галереей с дворцом. Другими словами, это фантазия на фантазии, не подкрепленная никакими письменными источниками. Чтобы как-то оправдать свой вымысел, Бочков, составляя стратиграфию фасадов после снятия штукатурки, показал часть стены въездной башни как более позднюю перестройку. Но во время недавней разборки этого участка стены было видно невооруженным глазом, что никакой перестройки никогда не было и стена сложена из кирпича конца XVI века…

Галерея, соединяющая въездную башню и королевский дворец, была бережно отреставрирована в межвоенный период. В ходе недавних работ она была практически вся разобрана. Фото 1932 г.

Уничтожен фрагмент аутентичной стены XVI века. Скоро в этом месте будет достроен второй этаж галереи.

В итоге над галереей будет достроен еще один, придуманный, этаж, для усиления которого были разобраны своды XVII века. «Красота» требует жертв.

Старая школа

Насторожил следующий момент: никто из знаменитых белорусских историков-«адраджэнцаў» не выступил в защиту Старого замка. Владимир Бочков близко знаком с каждым из них. Наверное, никто не хочет подставлять товарища?

Любопытная ситуация сложилась и с Министерством культуры, которое согласовывала проект Бочкова. Министерство практически без проблем утвердила его, хотя на тот момент некоторые исследователи уже били тревогу по поводу нестыковок проекта с письменными и археологическими источниками.

В итоге Старый замок яро защищают лишь молодые историки.

Квинтэссенция белорусского агроренессанса

После первого этапа реконструкции комплекса Старого замка (галерея, ворота, Наднеманская башня) его облик изменится необратимо.

Работы на уникальном для истории Европы объекте проводятся обычными строителями из обычной строительной организации, которая специализируется на возведении панельных домов.

Мы утратим Старый замок в его готически-ренессансно-барочно-классицистическом виде, в котором он дошел до нас. Получим некое подобие ренессансного, полностью придуманного одним человеком. Вместо Старого замка Батория мы получим Новейший замок Бочкова.

Строители разбирают своды якобы аварийной галереи XVII века.

Ян Мечислав Супрон

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
0
Панылы сорам
1
Ха-ха
0
Ого
0
Сумна
0
Абуральна
1
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
мартапрельмай
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930