Найти
31.01.2018 / 09:1935РусŁacБел

Как мобильная связь воздействует на пчел и почему ульи из пенополистирола вытесняют деревянные

Как мы представляем себе пчеловода? Добрый дедушка, который неспешно обходит с дымарем пасеку. Но вряд ли такое описание подходит современному пчеловоду-бизнесмену. Серьезный пчеловод — это кочевник, дипломат, силач…

Образ сильно изменился с прошедших времен. Но что же было в те прошедшие времена?

Смерть за мед

Борти, Бортники, Бортневичи — деревни с такими названиями встречаются в разных регионах нашей Беларуси. Работа с пчелами, добыча меда и воска — это исконные занятия белорусов. Медом и воском наши предки сотни лет платили налоги князьям и государству, продавали этот ценный пчелиный продукт за границу, на экспорт. Первое документальное упоминание о белорусском бортничестве относится к концу XIII века — жители Бреста должны были платить волынскому князю дань медом.

В законах — от «Русской правды» Ярослава Мудрого до Статутов Великого Княжества Литовского — регламентировалась деятельность бортников, устанавливалось строгое наказание тем, кто тянет руки к чужим пчелам. В XVI—XVII веках даже во время войны солдат, срубивших бортное дерево, карали смертью.

ВКЛ на Carta Marina Олафа Магнуса, одной из самых ранних карт Северной Европы (1539). Справа можно видеть изображение медведей: один лакомится медом, другой лезет на бортное дерево с подвешенной к нему колотушкой, которая должна была охранять мед от таких непрошенных гостей.

Миллион бортей

Пчелы, скорее всего, даже не понимают, что их кто-то разводит. Но как человек научился пчеловодству? Сначала он просто натыкался на пчелиные гнезда, перемещаясь по пущам. Потом начал искать их целенаправленно. Это не так уж сложно: если положить на землю кусочек медовых сот, он как магнитом привлечет пчел. А перенося мед себе в дупло, пчелы приводили к нему и охотника… Со временем люди научились делать для пчел искусственные дупла — борти. Их вырубали в толстом дереве и заманивали туда молодой рой.

О масштабе таких лесных «пасек» в прошлом может свидетельствовать то, что единицей налогообложения в ВКЛ был «бор» — 60 бортных деревьев. Историки, основываясь на мытных и налоговых документах XVI века, подсчитали, что в Беларуси тогда было около миллиона бортей.

Но пущи вырубались, и найти подходящее по толщине дерево для новой борти, которое еще и росло бы в нужном месте, становилось все труднее. Тогда человек перешел на колоды: это та же самая борть, только сделанная из части ствола поваленного дерева. Намного удобнее: колоды можно устанавливать в собственном дворе, не рискуя сорваться с высокого дерева, и ставить там, где нужно бортнику.

Правда, способ добычи меда оставался тот же: соты вырезали через узкую щель.

Часто мед из борти забирали весь, уничтожив пчелиную семью.

Рамки, медогонка, искусственные соты

Революционным в пчеловодстве стал ХIХ век, когда украинец Петр Прокопович создал рамочный улей. Независимо от него на другом краю света подобное изобретение сделали американцы Шарль Дадан и Амос Рут.

Смысл работы пчеловода в том, чтобы дать пчелам возможность собрать как можно больше «лишнего» меда — сверх того, что им самим потребуется для питания зимой. А чем рамочный улей лучше колоды? Он дает возможность добавлять и менять рамки, следить за тем, что происходит в пчелиной семье. Вслед за ульями появились медогонки и искусственные соты, которые упростили работу и пчелам, и человеку.

Подробную инструкцию с чертежами как делать рамочные ульи печатала в 1910 году первая белорусская газета «Наша Ніва».

В 1920-е в Вильне выходил по-белорусски даже журнал «Беларуская борць», редактором которого была Людвика Сивицкая (Зоська Верас) — общественная и культурная активистка, отличный специалист по ботанике. Благодаря пчелам или нет — но она прожила 99 лет и оставила бесценные воспоминания о своей эпохе…

Зоська Верас.

Пожалейте спину пчеловода

По сути, за сто лет, прошедших с того времени, мало что изменилось, говорят современные пчеловоды, которые читали «Беларускую борць». Даже размеры ульев, которые даются в «НН» 1910 года, и сейчас почти такие же. Но технический прогресс есть: меняются материалы. Например, появились ульи из пенополистирола.

Чтобы пчелы зимой не вымерзли, улей должен быть теплым. В деревянных ульях делают двойные стенки, засыпают между ними костру, опилки, солому, даже золу. Такие ульи неподъемные. Редко встретишь пчеловода, у которого спина не сорвана от перетаскивания ульев.

Пенополистироловый улей фирмы Lyson легкий и держит тепло, как термос.

Кроме того, это трансформер. Он состоит из взаимозаменяемых частей, его можно наращивать, изменять в зависимости от потребностей пчелиной семьи. Но не вреден ли пенополистирол пчелам? Если бы был вреден, пчелы бы в нем не жили. Они же не глупые.

Промышленное пчеловодство — кочевое

Пчеловодство сегодня подразделяется на любительское и промышленное. Любитель хочет обеспечить семью медом, промышленник — заработать на нем. Промышленник может иметь сто и более ульев. А мировые нормы — от 500. Поэтому и приходится постоянно переезжать на новые поля. Забрасывают ульев 20—30 в грузовик — и на новое место. Там постояли, пока цветет медонос, — и дальше. В Беларуси, бывает, и за 100 километров отъезжают. В России пчеловоды катаются весь сезон: начинают от горного Дагестана, где самые первые цветы распускаются, и например, до Курской области.

Понимающие сельхозпроизводители заинтересованы в пчеловодах, выставляющих ульи на поля, и благодаря опылению получают более высокие урожаи. В некоторых странах пчел даже разводят специально для опыления. У нас же пасечник должен быть дипломатом, войти в доверие к агроному, чтобы позволил разместить ульи на поле и не травил пчел химикатами… 

Европа вкладывает миллионы долларов

Европа вкладывает миллионы долларов в селекцию пчел, там идет борьба за сохранение местных пород, настоящие «пчелиные войны». В Беларуси нет ярко выраженных местных пород. Самые распространенные — карпатская, еще со времен СССР, карника, бакфаст — последняя даже не порода, а линия, посмесь. Чтобы изменить пчелиную породу, надо просто матку подменить — и все молодые пчелы будут уже новой породы. В интернете есть целые сайты матководов. Селекция пчел происходит на островах, где никакой залетный трутень-кавалер не появится.

Пчелиные отношения

Существует стереотип, что в пчелиной семье всем управляет матка. Но это не так: у пчел коллективный разум. Их действия обусловлены интересами всей пчелиной семьи. Хороший пчеловод должен понимать их логику, уметь подстраиваться, создавать условия, давать фронт работ. Но здесь нет стандартных решений. Если с крупным рогатым скотом люди кое-как научились работать, то у пчел — каждый год новые фокусы. Вроде и делаешь все, как в прошлом году, а реакция семьи совершенно противоположная.

Матка среди рабочих пчел.

Еще один стереотип, мол, продолжением рода матка занимается в улье. На самом деле этот интимный процесс происходит в полете. Матка делает облет — до 15 километров может пролететь. Самый сильный трутень догоняет ее и оплодотворяет. Это происходит на скорости 60 километров в час. Матка спаривается так с 8—9 трутнями, которые после этого умирают. А матка возвращается в улей и откладывает яйца. Но во время вылета и матка может и заблудиться, и птица ее может ухватить или шершень. Матки живут лет пять, но в промышленном пчеловодстве — год-два.

Трутень. 

Бич последнего времени

Бич последних времен — это клещ варроа. Раньше у нас его не знали. Он заводится в ульях и питается гемолимфой пчел, которая у них вместо крови. В отличие от крови, гемолимфа не свертывается: раненная пчела погибает.

Пчела, атакованная клещами.

Качество меда из-за пчелиных болезней не ухудшается, просто семья становится слабее. А слабая пчелиная семья — это как предприятие на госдотации: на себя не нарабатывает, нужно подкармливать, много мороки с ней.

Влияют ли на пчел мобильники

На сегодня нет исчерпывающих исследований даже на тему «вредят ли мобильники людям». Но пчеловоды считают, что влияние может быть. По всему миру, например, наблюдаются случаи слета пчел — когда вся семья просто поднимается и исчезает неизвестно куда. Раньше такого не бывало. Что это? Вирус? Клещ? Мобильники? Неизвестно.

Какой мед самый вкусный

Здесь все на любителя. И от моды зависит. В Российской империи ценился засахаренный мед с большими крупинками. Он употреблялся как аналог сахара. Сейчас на втором месте по продажам рапсовый крем-мед. Технология его изготовления пришла к нам из Канады: мед насыщается воздухом, становится мягким.

Считается также, что если мед не засахаривается, значит он с какими-то ненатуральными добавками. Но есть сорта, которые засахариваются слабее, например, акациевый, падевый (последний пчелы производят не из нектара, а из сахаристой воды, молочка тли). Акациевый мед более характерен для Украины.

Помимо меда

Наряду с медом, пчелы и прополис дают, и пчелиный хлеб, которые помогают от многих болезней.

Начинающему пчеловоду

Начинающему пчеловоду надо понимать, зачем это ему: обеспечить семью медом или заработать. От этого зависит размер инвестиций. В настоящее время на специализированных сайтах можно купить всё необходимое. Не спешите, наблюдайте за пчелами, читайте серьезные книги — и будете иметь ароматный мед и себе, и людям.

ООО «Краинка». УНП 691589626

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера