Найти
14.02.2018 / 13:202РусŁacБел

Каталония с Алексеем Ластовским: романские фрески, готика, Гауди и Миро

Насыщенный визит в Барселону: первый раз и хочется увидеть всё. Прежде всего выложу фотоснимки из музея Фредерика Мареса, который находится в центре готического квартала, но не очень популярен у туристов.

А меня он интересовал едва ли не в первую очередь, так как основан на частной коллекции каталонского скульптора, который занимался реставрацией религиозной скульптуры и собрал шикарную коллекцию каталонской позднеготической скульптуры (XIII—XIV вв.). Простота, благочестивость, вера. Это идеальное искусство, тем более для первого знакомства с каталонской готикой. Есть здесь и скульптура более поздних эпох, но она уже теряется. Есть студия Мареса, но сам он более интересен как коллекционер. И собирал он всё, буквально всё: ключи, веера, табакерки, велосипеды — и верхние этажи музея забиты этим богатством.

* * *

Удалось добраться до предгорий Пиренеев, что-то все больше в последнее время моя душа тянется вверх. А тут местные пригласили в путешествие, и я с удовольствием присоединился.

Добрались до деревушки Кастеляр де н'Уг (Castellar de n'Hug), оттуда кольцевой маршрут на 13 км, максимальная высота — 1840 м, по пути и красивый водопад. В деревне к нам прибился пес, верно указывал нам весь маршрут, весело кувыркался в снежных сугробах, заслужил кусок колбасы. Видели несколько стаек косуль, молодой кабан перебежал нам дорогу, настойчиво над головой кружили стервятники. И солнце светило, даже непохоже на зиму в горах.

* * *

Обед в барселонской ресторане: паэлья с морскими гадами, говядина с грибами, десерт (флан, или карамельный пудинг), вино анлим — 9.80 евро, можно жить.

* * *

Госпиталь Святого Креста и Святого Павла, архитектор Думенек-и-Монтанер. После трэша Саграда Фамилия этот ансамбль в стиле ар-нуво зашел бальзамом на сердце. Он был завершен уже сыном Мантанера в 1930 году, но все равно сохраняет свой целостный характер.

Это город в городе, огромный комплекс, 27 павильонов (на каждую категорию больных — отдельный павильон), с системой подземных переходов, с огромным садом, призванным также способствовать оздоровлению.

Функционально, но вместе с тем с финтифлюшками: статуи, мозаики, декор. Этакая мечта для больных. Правда, их отсюда уже изгнали, большинство павильонов занято офисами организаций, озабоченных помощью голодающим Африки, сохранением лесов и др. Конечно, в таком месте куда уютнее бюрократам работать, больные обойдутся. А сам госпиталь — сказка!

* * *

Парк Гуэль был задуман как элитный район для барселонских богачей, но что-то затея провалилась, и в конце концов парк выкупил городской муниципалитет.

Часть парка, которую оформил Гауди, превратили в коммерческую монументальную зону (даже с меня содрали денег!!!). В будку сторожа стоит длинная очередь, а там — фуфло, документальная выставка о Гауди, никаких интерьеров. Соседнюю будку всю переделали в сувенирную лавку. Парадная лестница ведет к фонтану с саламандрой, оттуда — подъем к псевдоклассическому гипостильному залу (уже боялся, что придется там прятаться от дождя, но обошлось). Но все китайцы бегут наверх, на легендарные лавочки, счастье людям на них пофоткаться. Правда, большую половину лавок сейчас перекопали, идет реставрация, но в январе туристов наперечет, каждому место найдется. Погулял немного по некоммерческой зоне парка, можно залезть на горку с крестами (главное, с нее не упасть), оттуда суперский вид на Барселону.

* * *

Джордж Оруэлл считал Саграда Фамилия одним из самых безобразных зданий в мире и очень жалел, что анархисты не взорвали собор.

На самом деле, собор был использован анархистами для противовоздушной обороны, поэтому и «выжил». Но не могу на него спокойно смотреть, это символ поражения консервативной революции, по крайней мере, в рамках европейского модернизма. Задуманный как покаяние барселонцев за свои грехи (строился исключительно на частные взносы), собор давно утратил свои цели и назначение. Сейчас он финансируется японскими туристами. Каким его в конце концов хотел увидеть Гауди — не известно, поскольку планы были уничтожены вместе с мастерской во время гражданской войны. Планируют же достроить его к 2026 году, совсем уже мало осталось. Да и созданный Гауди фасад Рождества — поздний китч, без вдохновения, фундаменталистский и истлевший. Однако же — символ Барселоны.

* * *

Не зря мне абсолютно разные люди нахваливали коллекцию романских фресок в Национальном художественном музее Каталонии (Museu Nacional d’Art de Catalunya; MNAC). Это действительно одна из богатейших подобных коллекций в мире.

Еще в начале 1920-х начали собирать фрески из заброшенных горных церквей в Пиренеях, где они оставались в неприкосновенной первозданности с XI—XII вв. Еще немного — и эти фрески были бы уничтожены гражданской войной и новой волной антирелигиозных выступлений. Просто чудо, что все это богатство сохранилось и экспонируется прекрасным образом. Правда, говорят, уже начали судебный процесс, и испанское правительство хочет забрать у музея фрески с Арагонских земель. Так что, может, это последняя возможность увидеть эту фантастическую коллекцию во всем ее богатстве.

* * *

Не удержался — готическую часть коллекции MNAC также выношу в отдельный пост. В то время, когда Каталония заключила альянс с Арагоном, она на несколько веков стала мощной средиземноморской империей, и этот государственный расцвет совпадает с феноменальной готикой.

* * *

И, наконец, третья часть, посготическая, из художественного собрания MNAC. Понятно, что с XVI века и до середины XIX века в Каталонии — мрачные времена, барочное искусство вторичное и неинтересное. Только модерн оживил эту страну. Поэтому и в экспозиции внимание больше всего привлекают испанские мастера «золотого века» (Эль Греко, Веласкес) и депозит из мадридской коллекции Тиссена-Борнемисы (Фра Анджелико, Веронезе, Рубенс, Тьеполо, Тинторетто и много других).

Тьеполо. Изгнание торговцев из храма.

Тициан

Эль Греко.

Коллекция модерна разбита по странным принципам, мебель от Гауди, можно найти раннего Дали («Портрета отца», правда, нет, но он, наверное, еще в вояже с выставкой «Дали/Дюшан», которую я видел в Лондоне).

Заинтересовали плакаты времен гражданской войны, но показаны только республиканские. Завершается все неожиданно сильным женским портретом Пикассо, одним из лучших его портретов, кстати. Но в каталонском музее, безусловно, рулит романско-готический период, имеющий здесь эксклюзивный статус.

* * *

Жуан Миро родился в Барселоне и сам себе создал музей к концу жизни (еще при Франко), 1968 год.

Здание симпатичное, архитектор — Жузеп Луис Серт, близкий друг Миро.

Основа коллекции — дар Миро, а также его семьи, и депозиты частных коллекций. Ранний Миро писал пейзажи, под явным влиянием Сезанна, перебравшись в Париж, стал создавать картины-стихи в окружении сюрреалистов. Но лучший период его творчества, по моему, — 30-е годы, когда художник сначала бежал во Францию от ужасов гражданской войны, оттуда же вынужден был бежать с приходом немцев обратно в Испанию.

В это время снова возвращается фигуративность, только фигуры искаженные, изуродованные. В 40-е годы Миро создает цикл «Созвездия», с небесными существами. Лучше всего в экспозиции представлен последний период творчества Миро, предсказуемо (что не успел еще продать, то и подарил музею), полотна выросли в размерах под влиянием американских абстракционистов, он снова ищет границы творчества, создает «антикартины», соскребает, поджигает свои полотна. Экспериментирует и с материалами, керамики выставлено мало, но есть гигантские скульптуры, вытканные из толстых нитей. На Венецианском биеннале я много таких повидал, а все пошло от Миро, вот как.

Фотоснимок здания одолжил с сайта музея: так дождило, что не поснимаешь.

* * *

Одна из известных фишек Барселоны — дома, построенные Гауди.

Все осмотреть здесь не успеешь, попал только в Каза Висенс — это первый дом Гауди, самое начало его блестящей карьеры. Правда, попал уже вечером, поэтому фасадный снимок взял с официального сайта. Съемку в полумраке мой китайский смартфон явно не вытягивает. Но осматривал дом почти в одиночку, повезло. На самом деле, дом четыре года назад выкупил у владельцев андоррский фонд, и пару месяцев назад (в ноябре 2017 года) сделал его доступным для публики. Не по доброте душевной — денежки зарабатывают.

Здесь еще фантазии Гауди скромные, он увлекается японским стилем, угловая комната имеет потолок в мавританском стиле. Фасад обложен керамической плиткой. Не удивительно, производителем плитки был владелец этого дома. И дом, и реклама. Сохранены интерьеры только двух этажей, выше — стерильные музейные решения с обычными выставками: макеты созданных в то же время домов знаменитых архитекторов, плюс экспозиция основных, использованных при строительстве, материалов. Но лучше забраться на крышу здания и оттуда наблюдать за окружающей барселонской жизнью. С учетом того, как раскрутили Гауди, толпы посетителей дому Висенс обеспечены.

* * *

Устал выкладывать фотки, больше Барселоны не будет. Лучше напишу о самом важном — о каталонском вопросе.

Никакой политической напряженности в самом городе не ощущается, туристы спокойно гуляют по центру — мирная жизнь средиземноморского города. А между тем все в ожидании Пучдемона, которого должны избрать главой автономного правительства, но в данный момент на него выдан ордер на арест. Соответственно, испанская полиция мониторит границу и подступы к зданию парламента. Но по белорусским меркам — брутальности незаметно.

Каталонцами принципиально была избрана мирная стратегия сопротивления, посмотрим, какие результаты она принесет. На улицах преимущественно звучит все же испанский язык. Но самый очевидный способ выражения политической позиции — это вывешивание флагов (особенно каталонского флага в независимой версии), их очень много на барселонском домах. Справедливости ради скажу: встретить можно и испанские флаги, но за пять дней насчитал их может пяток, а каталонские флаги — повсюду.

Общество явно мобилизовано, тесно общался эти дни с белорусам и украинцами, которые перебрались жить в Барселону и преданно выступают за независимость Каталонии. Понимаю, что по этим разговорам трудно составить какую-то полноценную картину событий, но могу сравнить с ситуацией в Шотландии перед референдумом — каталонцы явно жаждут независимости. И сделаю неосторожный прогноз: это лишь вопрос времени.

* * *

Наконец, приложу финансовый отчет.

Перелет Вильнюс—Барселона обошелся мне в 17 евро.

Из аэропорта до центра города можно добраться общественным транспортом, тем же банальным автобусом. Если покупать билет на 10 поездок (T-10), то обойдется в 1 (!!!) евро. Жил в хостеле, 10 евро за ночь, с завтраком. Про еду писал.

Больше всего придется потратиться на посещение местных достопримечательностей. Особенно на все, связанное с Гауди, — фантастические цены!

Туристов сейчас немного. Я специально выбрал конец января, чтобы осмотреть город в нормальном режиме. С весны до осени — здесь не пробиться. Толпы.

Сами барселонцы воспринимают это как проблему и стараются предпринимать шаги, чтобы ограничить число туристов. Хотят, чтобы приезжали малочисленные, но богатые туристы. Пока что имидж у города совсем иной, молодежный, тусовочный. Изменить его — дело не из легких.

За пять дней осмотрел много — и столько же не осмотрел. Надо будет еще раз съездить. Может быть, через год, в январе мне здесь нравится.

Алексей Ластовский, facebook.com

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера