Найти
28.12.2017 / 13:4611РусŁacБел

Спектакли года, на которые надо сходить: «Бетон», «Синдром Медеи», Брехт…

Пишет Алексей Стрельников.

В этом году в театрах появился целый ряд интересных и разнообразных спектаклей, поэтому составить какой-то рейтинг было очень сложно. И это приятная сложность. Ниже приводим информацию о спектаклях, которые будут идти и в 2018 году. Поэтому сюда не попал, например, «Войцек» в постановке Юрия Дивакова, который много обсуждали, но который уже нельзя увидеть на сцене Купаловского. Также я не стал называть и те спектакли и проекты, к которым причастен организационно.

Быў у Пана верабейка гаварушчы…

Фото: группа Belarus Free Theatre, facebook.com

Белорусский свободный театр. Режиссер Николай Халезин.

Для меня это однозначно спектакль года. Свободный театр задает очень высокий уровень работы в театре, которому нелегко соответствовать. Премьера по тексту, который только-только вышел отдельной книжкой. Для спектакля режиссер и артисты изобрели уникальную форму. Исполнители играют за гранью своих способностей. Большой резонанс в СМИ и соцсетях.

За столетие легальной белорусской культуры тема белорусской деревни на сцене театров стало вампукой, и только актеры Свободного театра заговорили голосами настоящей деревни, которые внимательно записал Змитер Бартосик.

Историк Алексей Браточкин метко назвал воспоминания, которые стали основой спектакля, «начиненными фаршем идеологических конструкций». Да, это, конечно, спектакль об истории, в некоторой степени о невозможности дойти до настоящей истории из-за нашей заангажированности. Но еще в большей степени это «застолье в Регины» для меня стало образом публичных дискуссий в Беларуси вообще. Они как бы вообще не о том, чтобы договориться или сделать что-то вместе. Невеселый, одним словом, праздник.

Бетон

Фото: rtbd.by

Республиканский театр белорусской драматургии. Режиссер Евгений Корняг.

Евгений Корняг ставит уже вторую постановку на сцене государственного театра. И каждый раз дает нам представление о том, каким классным наш театр мог бы быть. Зрелище на сцене Театра белорусской драматургии оставляет впечатление привезенного из-за рубежа на ТеАрт спектакля.

Спектакль сделан по мифу об Орфее, каждая часть спектакля названа в честь конкретного эпизода, но сквозная история не столь важна, кроме того, что она о смерти и об ощущении себя чужим среди других людей. Корняг придумывает для артистов тематические аттракционы, которые они с удовольствием преодолевают. И лично мое основное ощущение от спектакля было восторгом от того, насколько слаженно и ритмично все придумано.

В спектакле прекрасное оформление, которое сделала Татьяна Нерсисян. Ровная бетонная стена, которая в ходе спектакля оказывается наполненной самыми разнообразными секретами и сюрпризами. Чем-то это напоминает нашу жизнь в бетонных микрорайонах, где в бетонных блоках погребена тайная пестрая жизнь. В какой-то степени именно это и есть наш Аид, куда спускается артист, режиссер, чтобы черпать настоящие эмоции для своего искусства. Правда, у Орфея такой эмоцией стала смерть, и творить после этого он уже не смог.

Mann ist Mann

Фото: kultprosvet.by

Белорусский государственный театр кукол. Режиссер Алексей Лелявский.

Алексей Лелявский создает свои спектакли, будто не обращая внимания на тренды, но с изяществом мастера кун-фу попадает своими спектаклями в болевые точки современного человека. В этом спектакле режиссеру удалось передать знаменитую формулу Брехта, автора пьесы: асоциальный персонаж в асоциальным коллективе. Про Брехта все знают, что он коммунист, который, однако, прославился пьесами, где герои эгоистично стремятся к разного рода красочно описанным удовольствиям, — не в этом ли секрет их популярности? Сегодня подобное буржуазное поведение принято называть инфантильностью, впрочем как и антибуржуазный пафос.

В результате режиссерская партитура неслучайно отлично подошла молодой части актерской труппы театра (актеры в возрасте здесь, впрочем, тоже вполне к месту). Они играют группу солдат, этакий типичный мужской коллектив, который одинаково похож на кучки хамоватых грузчиков и вырвавшихся из офиса программистов на корпоративе. Если бы спектакль был чуть короче, его даже можно было бы рекомендовать таким корпоративам: настолько там шикарное и изобретательно визуальное оформление и стильная музыка.

Синдром Медеи

Фото: rtbd.by

Республиканский театр белорусской драматургии. Режиссер Екатерина Аверкова.

Если главной темой года в мире называть феминизм, то вышел вполне в тренде спектакль о женщине, придуманный женщиной-драматургом, поставленный женщиной-режиссером. Юлия Чернявская вряд ли имела это в виду, когда писала современную версию классической Медеи, но параллели между трагическим мифом и современностью кажутся неслучайными. Дело даже не в том, что современная Медея выбрасывает своих детей из окон многоэтажки… Абсолютно к месту оказывается, что Медея, по сути, иммигрантка, а древний хор выглядит похожим на современные форумы и фейсбук, и самое главное: зависимое от мужчины место женщины в обществе становится сюжетообразующим. Когда столь много зависит от мужчины, то что же делать, если положиться на него нельзя? Оказывается, что делать нечего…

Екатерина Аверкова придумала прекрасную визуальную форму, где артистам играется легко, а это все идет на пользу атмосфере спектакля. И, если продолжать о феминизме, отмечу прекрасное исполнение актрисы Людмилы Сидоркевич, которая как бы выпадает из ансамбля спектакля, отчего эмоция от спектакля только усиливается.

Алексей Стрельников

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера