Найти
11.12.2017 / 13:23241РусŁacБел

«Иконы топтали, а потом подожгли». Как и почему белорусы ведут борьбу со «Свидетелями Иеговы»

«Из-за Свидетелей Иеговы я потерял и жену, и дочь», — признается «Нашей Ниве» минчанин Михаил. И рассказывает свою историю противостояния с религиозной организацией.

«Свидетели Иеговы дороже отца»

«Жена, еще будучи подростком, пережила страшное — она была у подруги, когда в соседней комнате повесился отец той девочки. После этого соседка начала подбрасывать этим двум девушкам-подросткам литературу Свидетелей. Они втянулись, — рассказывает Михаил. — Когда моей жене было 18 лет, мы познакомились. Сначала я ее убедил отойти от Свидетелей, но позже выяснилось, что жена тайно посещает их собрания».

Михаил винит Свидетелей Иеговы в том, что распалась его семья.

На тот момент у пары уже родилась дочь. Михаил пытался объяснить жене ошибочность философии Свидетелей — безуспешно. Запрещал ходить на собрания — тоже безрезультатно. Все завершалось скандалами. Однажды жена даже залезла на подоконник и угрожала выброситься, когда Михаил не пускал ее выйти из квартиры на собрание, утверждает тот. Пришлось отпустить.

Скандалы продолжались, говорит Михаил, жена сбегала на собрания, не обращала внимания на дочь. Однажды жена взяла ребенка и сбежала из квартиры. Ее местонахождение пришлось выяснять с помощью милиции. Все закончилось разводом, а суд оставил дочь с матерью.

«Я просил жену не водить дочь на собрания, та не слушала. В результате ребенка я видел все меньше. В квартире, где они живут, я вообще никогда не бывал. Не знаю, какие там условия, — говорит Михаил. — Но я пытался убедить дочь. Однажды я сказал ей: если ты так уверена в своей религии, давай это задокументируем».

«Свидетели Иеговы дороже мне, чем мой папа» — это письмо написала его 10-летняя дочь, говорит мужчина.

Теперь дочери 15 лет. Михаил ее давно не видел — последний раз созванивался полгода назад.

«Перед ее днем рождения я объяснил, что она сама может выбирать религию. Она сказала, что выбирает Свидетелей Иеговы. Я ответил, что все равно продолжу с ними борьбу. Если она изменит свою позицию, я буду рад ее звонку. Но пока — тишина», — говорит мужчина.

Не переливают кровь и живут в ожидании войны с Сатаной

Движение Свидетелей Иеговы возникло в 1870-е годы в США. Тогда еще оно носило название «Исследователи Библии».

Свидетели считают себя христианами, верят в единого бога Иегову. Но они не верят в Троицу, Христос для них не бог, а создание бога-Иеговы, его пророк и идеальный человек. Свидетели не признают креста, икон, не празднуют Пасху и Рождество.

Свидетели Иеговы переводят свою литературу на многие языки. В том числе и на белорусский.

Периодически Свидетели предсказывают Конец Света. То, что он не приходит, их не смущает — каждый раз назначается новая дата, когда следует ожидать Апокалипсиса. Когда же он наконец произойдет, 144 тысячи помазанников из числа Свидетелей попадут на небо (считается, что большая часть из них уже набрана из числа первых последователей, сейчас же происходит «добор»). Кроме того, помазанники вместе с Христом будут вести войну с Сатаной. Остальных — праведников — воскресят, но поселят на Земле, где будет Рай (им воевать не придется).

Кроме того, Свидетели не участвуют в выборах, отказываются служить в армии, не признают государственные флаги, гербы и гимны, так как считают, что должны служить не «царю», а Иегове.

Основная претензия к Свидетелям — их «биоэтика». Они категорически не приемлют переливания крови, даже в экстренных случаях. Между тем, ранее установленные правила с течением времени меняются: например, запрет на вакцинацию Свидетели упразднили в 1950-х, а в 1970-х решили, что не будут крестить курильщиков.

В 2015 году Свидетели утверждали, что в мире более 8 миллионов их последователей.

Нормативы распространения веры

Прошло уже 5 лет, как в борьбе за семью между Михаилом и Свидетелями Иеговы победа досталась Свидетелям. Но Михаил продолжает борьбу с религиозной организацией. На его автомобиле даже написано большими буквами: «Я против секты Свидетели Иеговы, ищу пострадавших» и указан его телефонный номер. Постепенно вокруг него сформировался небольшой круг единомышленников, также столкнувшихся со Свидетелями и считающих их опасной сектой. У каждого из них свои претензии.

Бобруйчанин Максим в 2015 году влюбился в девушку, позже выяснилось, что она в Свидетелях с детства. Парень решил вытащить ее — но не удалось.

«Около 9 месяцев я ходил на их собрания, делал вид, что интересуюсь. Параллельно пытался убедить девушку отказаться от своих взглядов», — говорит собеседник.

Но пара все равно разошлась. Девушка выбрала свою религию.

По словам Максима, основной упор Свидетели делают на «служение от двери к двери». О важности этого правила постоянно напоминают на своих собраниях.

«Свидетели обязаны распространять учение, ходить по квартирам. Существуют даже определенные нормативы, они сдают отчеты по итогам месяца. Если человек хочет продвинуться в секте, то должен как можно больше времени заниматься распространением веры, иногда приходится увольняться с работы. Я знаю людей, которые закрывали по этой причине свои бизнесы», — утверждает Максим.

Иллюстративное фото. Автор: Евгений Епанчинцев, ТАСС

Собрания, кстати, пытался посещать и Михаил. Но, говорит, его выводили с милицией.

«Они вызывали милицию, если видели меня. Лгали, что я нарушал порядок и пытался сорвать собрание, писали заявления на меня», — говорит мужчина.

«Можно парень поживет у нас?»

Виктор Поклёвко из Логойска из-за Свидетелей Иеговы потерял дочь.

«В 2014 году она познакомилась с парнем. Ей было 20 лет, ему 25. Сначала дочь рассказывала, какие у них хорошие отношения, какой он хороший: не пьет, не курит. А потом и говорит: он сирота, у него родители умерли в России, ему негде жить. Можно он поживет у нас? — вспоминает Виктор. — Мне не понравилась идея, но я согласился. И вот они каждые выходные начали ездить в Минск. Сначала говорили, что на хоккей, потом — что на курсы английского языка. Даже купили хоккейную атрибутику и учебники».

На самом же деле дочь с парнем ездили на собрания Свидетелей Иеговы, утверждает Виктор. После того как мужчина напрямую спросил у парня, что происходит, тот признался — он из Свидетелей. Виктор высказался против, назвал Свидетелей сектой.

«Тогда они уехали. Жили у одного из Свидетелей, у которого здесь свой дом. Через месяц, наверное, поженились. Дочь начала изучать Библию, стала меньше обращать внимания на другие дела, потеряла работу в банке: ее попросили уволиться по собственному желанию. На мой адрес впоследствии пришло письмо о том, что ей надо забрать трудовую книжку, но дочь проигнорировала, — говорит Виктор. — В общем, со мной она прекратила какое бы то ни было общение».

Однажды в 2015 году Виктору Поклёвко позвонила знакомая Ольга, сказала: здесь сектантка пришла с твоей дочерью. Виктор прибежал, но дочь не пожелала с ним разговаривать. А ее «напарница» Пастухова вызвала милицию, заявив, что мужчина ворвался в дом. После того как милиция приехала и Ольга сказала, что сама позвонила гостю, то получила от Свидетелей порцию проклятий.

Сожгли икону, которой 100 лет

Свидетели спокойно ушли (на них составили протокол, но не задерживали). Ольга рассказала, что вышеупомянутая Пастухова вместе с каким-то мужчиной уже приходила к ней. Они принесли тогда брошюры Свидетелей Иеговы, раздали детям, а потом заметили в доме две иконы. Заявили, что это «дьявольские картинки», вынесли их на улицу, топтали ногами и подожгли. Наконец, прочитали свою молитву и то, что осталось от икон, сложили в пакет, ушли.

Виктор убедил Ольгу обратиться в милицию. Выяснилось, что и Пастухова, и ее компаньон — граждане России, и их местонахождение неизвестно. Местная милиция сначала сообщила, что уголовного дела не будет, мол, нет того, что осталось от икон, неизвестно местонахождение подозреваемых. Но позже Следственный комитет все же возбудил дело: Ольга утверждала, что икона у нее еще от прабабушки, а значит, старинная, ей более сотни лет.

«Но дело так и заглохло», — печально констатирует Виктор Поклёвко.

В Следственном же комитете сообщили, что расследование продолжается. «В связи с тем, что имеется оперативная информация о местонахождении фигурантов за пределами Беларуси, направлено международное поручение в страны ближнего зарубежья об оказании правовой помощи», — заявили в СК.

«Мы действуем по заветам Христа»

На прозвучавшие вопросы и претензии ответил Павел Ядловский, лидер белорусских Свидетелей Иеговы.

Про нормативы и отчеты после обхода квартир

«Мы действуем по заветам Христа, который сказал: «Идите и учите все народы». Каждый Свидетель Иеговы видит в этом выполнение заповедей Христа: рассказывать людям про благую весть. Это мы делаем».

Иллюстративное фото

О браках, в которых один — Свидетель Иеговы, а другой — против этого.

«По Библии, брак — это святое в глазах Бога. Но иногда существует насилие в семье, и не только физическое, но насилие на словах, эмоциональное насилие. И там уже каждый решает сам. Мы не контролируем жизнь людей».

Об истории со сжиганием икон

«Если вы знаете историю Христа, то его также обвиняли в богохульстве. Таких случаев в истории человечества было немало. Это обвинение голословное, нет других доказательств».

О переливании крови

«Мы любим жизнь. И делаем все, чтобы наши близкие были здоровы. Если возникает угроза смерти, то переливание крови — это только один из методов лечения, а не панацея. Сегодня существует множество альтернатив. Свидетели Иеговы — за квалифицированное лечение, а переливание крови не самый безопасный вид лечения и не самый полезный. Существует много более безопасных методов, и Свидетели Иеговы пользуются ими».

Об отношении к государству

«Мы уважаем государство. Подчиняемся властям. Во всем мире, в том числе и в Беларуси, Свидетели Иеговы отличаются законопослушностью. Это наша официальная позиция».

Ликвидировать Свидетелей может только суд

В некоторых странах деятельность Свидетелей Иеговы запрещена. Весной 2017 года их признали экстремистской организацией и в России.

В Беларуси государство относится к Свидетелям лояльно. Считается, что в стране около 6 тысяч их последователей. Деятельность их не запрещена, более того — ежегодно на минском стадионе «Трактор» проходит трехдневный конгресс Свидетелей Иеговы, где собирается по несколько тысяч человек, как белорусов, так и иностранцев. Конгресс проходит с 2011 года. В 2013 году собралось 10 тысяч участников, в 2015 — 6 тысяч. В этом году было озвучено, что собралось 7 тысяч человек.

При этом Свидетели охотно демонстрируют свою лояльность к властям. Как рассказал один из очевидцев, на Конгрессе разыгрывались сценки, в одной из них верующих предупредили: уезжать на заработки за границу и уклоняться от налогов — грех перед Богом.

Фото с минского конгресса 2013 года.

Свидетели Иеговы официально зарегистрированы Комитетом по делам религий и национальностей. Всего в Беларуси 27 общин. Одна в Минске, по 3 — в Брестской, Минской и Могилевской областях, по 5 — в Витебской и Гродненской. Больше всего общин в Гомельской области — 7.

«Это объединение официально осуществляет свою деятельность в Беларуси», — подтвердила Наталья Колядчик, заместитель начальника отдела идеологической работы и по делам религий Миноблисполкома.

Каждая религиозная организация имеет устав и действует в соответствии с ним, пояснила чиновница. Ликвидировать религиозную организацию могут или ее основатели, или суд. Чтобы ликвидировать организацию через суд, тот орган, который зарегистрировал организацию (например, облисполком), должен подать иск о том, что религиозная община неоднократно нарушает законодательство.

Между тем, Михаил с единомышленниками продолжают борьбу против Свидетелей Иеговы. По его словам, более-менее активных, занимающихся этим людей — около 25. Они уже просили провести религиоведческую экспертизу Свидетелей Иеговы — получили отказ. Тогда создали в интернете петицию. Писали в Администрацию президента. Неоднократно в отношении Свидетелей, которые распространяли литературу, вызывали милицию.

Но пока все безрезультатно.

«Я обращался в милицию, в наш исполком, в комитет по делам религий. Был на приеме у заместителя президента по идеологии, встречался с заместителем министра внутренних дел, обращался к местным депутатам… В 2015 году обращался к кандидатам в президенты перед выборами: и к Короткевич, и к Гайдукевичу, и к Улаховичу. Результат — нулевой», — жалуется Виктор Поклёвко.

Основная претензия Виктора и его сторонников: люди теряют своих близких, членов семьи. Действительно, один человек почти всегда слабее, чем организация, чьи приемы вырабатывались на протяжении более сотни лет ее деятельности. И, чаще всего, мнение самого близкого человека начинает постепенно значить все меньше и меньше на фоне организованности единоверцев. Но органы власти не в состоянии вернуть в семью жену, не могут заставить дочь начать общаться с отцом. Отсутствие любви — беда, но не уголовное преступление. Даже если эта любовь была украдена.

Влад Шведович

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера