Найти
31.10.2017 / 14:3723РусŁacБел

Виктор Мартинович: 100 причин отменить смертную казнь

Та октябрьская ночь, в которую была уничтожена сотня представителей национальной интеллигенции, пугает меня даже не тем, как быстро забыли имена жертв, и не тем, как медленно они возвращаются. Главное здесь то, что ровно те же события с легкостью могут повториться сегодня. Не верите? Представляю вам наиболее характерные реплики в социальных сетях на новость о задержании, осуждение и смертную казнь членов Союза белорусских писателей и ПЕН-центра осенью года 2017-го.

«Вы же сами понимаете».

«Это то же самое, если бы Пушкина расстреляли за любовь к русскому языку» (коммент удален за нарушение правил дискуссии).

«Так а что здесь спорить? Подследственные признали свою вину. По крайней мере, часть. О тех, кто не признал вину, есть письменные показания тех, кто признал. Факт противоправной деятельности, создававшей угрозу существованию общества, полностью доказан. Что здесь комментировать? Дали бы мне маузер — сам бы пошел наказывать говнюков».

«Все логично. Они были националисты. Писали книжки на белорусском языке. Вы хотели, чтобы ваши дети учились в школе на белорусском языке? Проходили физику и химию на белорусском языке? Вы хотя бы знаете, как Кощей Бессмертный будет на этом диалекте? «Здыхлік Неўміручы»! Что это такое? Это издевательство из басен Крылова, а не язык. Или, может, вы ждете, чтобы вас повыгоняли с работы за то, что вы не сдали квалификационный экзамен? Чтобы паспорта отобрали и выдавали только тем, кто тоже нацдем? Как в Латвии и Эстонии? Бандеровскую хунту надо душить в зародыше».

«Не согласна с предыдущим комментатором. На белорусском языке пели «Песняры», на нем написана поэма «Бандароўна», ее нам преподавали в школе, и никто от этого бандеровцем не вырос. Но мы ничего не знаем об этом деле. Слишком мало информации, чтобы обвинять следствие в том, что были какие-то перегибы. Когда-нибудь мы узнаем больше и, я уверена, поймем, что без этого было невозможно».

«Уважаемые «сведомиты»! Вы читали хотя бы формулировки судебных приговоров? Моисей Кульбак осужден как член «национал-фашистской еврейской организации». Михась Зарецкий приговорен к смерти как «активный член национал-фашистской террористической организации». Алесь Дударь наказан за участие в «антисоветской объединенной шпионско-террористической национал-фашистской организации». Фашизм повсюду в Европе запрещен и карается очень жестоко. Не говоря уже о терроризме. Этих субчиков взяли в момент, когда они готовили теракты фашистского толка, это есть в официальных документах, в подлинности и основательности которых сомневаться не приходится. Так кого вы защищаете? Фашистов? Террористов? Стыдно должно быть тем, кто вступается за таких «героев»!»

«Хотел бы присоединиться к предыдущему высказыванию. А что если бы они на площадь бомбу принесли? В то время, когда там собрался народ?»

«Национализм отвратителен в любых формах. Добро не имеет границ и языков. Расстрелять можно было бы уже за одно подозрение в нацдемщине, и это было бы гуманно».

«У них было право на защиту. Они им не воспользовались. Почему их берутся защищать форумчане?»

«Приговор был вынесен всецело по закону. У нас в законе предусматривается смертная казнь за то, в чем они обвинялись (так сказали по радио в маршрутке). Выездная сессия военной коллегии Верховного суда вынесла решение совершенно законно. Само существование выездной сессии также законное. Там где говорят законы, граждане должны сидеть втихую, так как воля закона выше свободы граждан».

«Они сознались. Одного этого достаточно».

«В Киеве тоже все начиналось со стишков. Поэт должен воспевать повсюду красоту женщины, писать о любви, о силе родной природы. Почитайте Тютчева и Фета. Вот, вслушайтесь в эти слова:

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.

Я что-то не припоминаю в написанном этими товарищами чего-либо равного».

«Вчера вечером у нас происходил обыск у Петра с третьего этажа. Все соседи сразу вздохнули с облегчением, потому что у него был длинный «Форд Скорпио» и парковался он на нем, как мудак. Сегодня по подъезду прошелся участковый и сказал, что вина Петра доказана. Петр — польский шпион. Вы поймите: невиновных не берут. Если ты честный человек, ты можешь быть совершенно спокоен. «Вина доказана», а потому нормальным людям не о чем заботиться. Есть суд, есть следствие. На любом из этих этапов полностью исключается возможность ошибки. Даже если на тебя кто-то написал анонимку. За то, что ты парковался, как мудак».

****

Здесь можно было бы добавить акварельную зарисовку того, что бы случилось с русской литературой, если бы из нее изъяли всех выдающихся деятелей Золотого века: Пушкина, Гоголя, Достоевского и др. Причем изъяли еще до того, как те написали свои основные произведения. И если бы взрослеть литературной традиции пришлось без главных мастеров. С дикарскими уголовными статьями — например, за лирическое инакомыслие или поэтический терроризм, с которыми гении были бы сначала расстреляны, а потом запрещены. Но поразмыслить о том, чем стала бы английская литература без Шекспира, испанская — без Сервантеса, американская — без Фицджеральда и Марка Твена, я оставлю поклонникам художественного слова.

Этот текст написан с целью обратить внимание на другое. С 1937 года у нас не изменился основной компонент существования общества. Мы до сих пор имеем юриспруденцию, основанную на допустимости смертной казни. Логика возможного стирания имени безвинной жертвы из жизни и истории искажает все уровни права, делает оруэлловскими и суд, и защиту, и обвинение.

Вы говорите, вам нужны дополнительные аргументы, чтобы вернуться к результатам референдума 1996 года, в котором белорусы высказались за сохранение смертной казни? Так вот вам сразу 100 таких аргументов. Книга Леонида Морякова, которая открыла правду про кровавую ночь на 30 октября, появилась только в 2000 году. Смертную казнь необходимо запретить. Если бы не было смертной казни, все осужденные дожили бы до своей реабилитации и обогатили бы нашу культуру.

Ни один из расстрелянных в 1937-м не был, как выяснилось, виновен.

Ни один.

Виктор Мартинович, budzma.by

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера