Найти
11.06.2017 / 22:4019РусŁacБел

Новый спектакль Свободного театра: альтернативная картина войны, которая рисуется за деревенским столом

Премьеру Свободного театра по книге Змитера Бартосика «Быў у пана верабейка гаварушчы» не обсуждал только тот, кто совсем не интересуется искусством. Критики хвалят, а режиссер Николай Халезин на данный момент называет «Верабейку» своим самым значительным проектом в жизни. Чем же в этот раз подкупает Belarus Free Theatre?

Дело здесь не в том, что зрителей во время постановки угощают самогоном и шкварками. А в прорывной форме, выбранной для рассказывания историй из книжки. И военной с поствоенными темами, которые, несмотря на свою избитость, до сих пор актуальны, ведь не все, что нам позволили знать о Беларуси ХХ века, является правдой.

«Верабейка» позволяет увидеть альтернативную картину войны»

Книга Бартосика выросла из передачи на радио «Свабода», для которой он путешествовал по белорусской глубинке и собирал голоса простых людей. В издание вошли 35 историй.

Фото: lit-bel.org.

«Я не историк, я просто езжу по Беларуси и разговариваю с людьми. И буду продолжать этим заниматься дальше. Мне интересно вытащить из человека то, что завтра он унесет с собой в могилу, ведь без этой отдельной истории картина войны и поствоенной жизни не будет полной. Моя картина войны довольно локальная, местная и провинциальная, но она очень человечная», — говорит Змитер Бартосик.

Для демонстрации книжки драматурги Николай Халезин и Мария Белькович выбрали превосходную форму — деревенское застолье. День рождения Регины зрители вместе с актерами отмечают за одним столом. Да, зрителей сажают за один стол с актерами на сцене. Такой формат посиделок, где есть место и спорам, и песням, и танцам, а иногда и дракам. Все это давно воспринимается как нечто само собой разумеющееся и обыденное, поэтому, видимо, никто и не думал использовать действие в качестве формы для перформанса. А вот Николай Халезин с труппой задумались. И в условиях, когда весь современный театральный мир на определяющих конференциях ищет ответ на главный вопрос: как включить зрителя в процесс управления спектаклем, — Свободный театр нашел модель, которая чуть ли не под ногами валялась. И она выстрелила.

Гениальная простота — как раз то, что мне нравится в работах Свободного. В них нет дорогих декораций и шикарной сцены, небольшая комнатка легко превращается то в площадь, то в деревенскую избу, то в минский микрорайон Кунцевщина… Ну, и подлинность: бутафорская водка — для слабаков, постановочные драки — тоже.

Истории у «свободных» делаются исключительно актерско-режиссерскими средствами, и стены магически рушатся. Особенно, когда тебе на ухо под протяжный звук гармони молодая девушка с грустью рассказывает о смерти соседских детей. Или когда из уст актера Алексея Сапрыкина льется нелитературная, природная речь. Так в театре с помощью простых средств рождается магия.

«Все инновационные проекты лежат в поле очевидного, нет в современном искусстве сверхъестественных вещей, если только там не задействованы новые технологии. Почему никто до нас не использовал форму застолья? Потому что театр — это архаичная структура. 95 процентов тех, кто его сегодня работает, живут в традиционном формате. Люди продолжают мыслить категориями сцены и зрителей, расположенных напротив друг друга», — комментирует режиссер Николай Халезин.

«В провинции — более раскрепощенная публика, в Минске — дисциплинированная»

На равных правах в спектакле участвуют как бывалые участники труппы, так и студенты студии «Fortinbras», каждый из которых прошел сильную школу при Свободном театре.

Актеры готовятся к приему гостей заранее. В условиях тесной интеракции со зрителем мало просто освежить текст и настроиться. Главные герои и героини «Верабейкі» живут событием, уже когда покупают еду и выпивку к столу, готовят все это и сервируют.

Интересно, что, несмотря на то, что формат стола предусматривает диалог, почти никто из столичных зрителей, где чаще всего и играется спектакль, не начал делиться своей собственной военной историей. Кому-то, видно, не было что сказать. Но были и те, кто банально промолчал. «Слишком дисциплинированная публика» — такое определение формулирует для столичной аудитории Халезин. Что интересно, в провинции все складывается иначе. Пока что Свободный театр посетил только Гродно, однако впечатлений от одной этой поездки у них много: люди добавляли свои рассказы к книжным и их было не остановить. Здесь уже актеры превращались в слушателей.

«У белорусов отсутствует критическое мышление, и нужно с этим работать»

В ближайшее время Свободный театр намерен сделать подобный проект про Великобританию. В качестве тренировки Николай с женой организовали в Лондоне «Kitchen Revolutions»: «Мы с семьей очень любим готовить. И недавно пригласили 30 британцев на званый ужин. Кроме обычных зрителей, в качестве спикера был приглашен Пол Мейсон, один из ведущих британских журналистов. 4 блюда и разговоры про политику и искусство — вечный спор, который у нас длился почти три часа. Прошло все блестяще».

Но главная цель свободных — как можно больше показывать «Верабейку» в Беларуси. Театральный тур по Беларуси от подпольного театра — такого у нас еще не было.

«В спектакле звучит наша живая, деревенская речь. И для нас это очень важно, ведь мы — белорусский театр. Есть и еще один важный момент. У белорусов, к сожалению, отсутствует критическое мышление в отношении истории. Книжка «Быў у пана верабейка гаварушчы» позволяет посмотреть на события 30-50-х годов под другим ракурсом, не тем, который нам навязывают, запустить критическое мышление», — называет главные цели, ради которых затевался спектакль, Халезин.

Новый спектакль Свободного театра стал классной возможностью всем нам собраться за столом и, наконец, выговориться о наболевшем.

Чтобы попасть на такой сеанс терапии, надо внимательно следить за анонсами очередных показов «Верабейкі» в социальных сетях. Обычно 20 доступных мест разбирают скорее, чем за полчаса.

«Наша Нiва» — бастион беларущины

ПОДДЕРЖАТЬ

Катерина Карпицкая, фото Андрея Уразова

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера