Найти
30.03.2018 / 11:407РусŁacБел

«Однажды мы изготовили памятник в форме бутылки» — специалист рассказывает, что сегодня в тренде на белорусских кладбищах

Юрий Филиппов, начальник производства компании «Посткамень», которая занимается изготовлением памятников, рассказал, на что следует обратить внимание при выборе надгробного памятника, а также рассказал о существующих в этой индустрии трендах и тенденциях.

При заказе памятника для городского кладбища, существует ограничение по размеру — конструкция должна быть не выше 180 сантиметров, чтобы памятник не перекрывал другие. На сельских кладбищах таких ограничений нет. Но ведь и на городских это правило можно обойти, если очень потребуется. Можно подать заявление в администрацию кладбища и за доплату, иногда даже бесплатно, администрация может разрешить установку памятника с превышением нормативного размера.

Основные два вида камня, которые используются сегодня в Беларуси, — габбро-диабаз и гранит. Они почти идентичны по свойствам, но габбро-диабаз имеет почти однородный черный цвет, за что его называют часто «черным гранитом».

Габбро-диабаз добывают в России, Украине и Австралии. Из Австралии по объективным причинам в Беларусь камень почти не возят. А на белорусский рынок габбро-диабаз чаще всего везут из Карелии. Он лучше украинского по качествам, поскольку в камне из Украины много железа, и при контакте с водой он может дать ржавчину.

Камень доставляют на производство.

Кроме того, в последнее время привозят камень из Китая, но отзывы о нем противоречивые. Бывает, камень с трещинами китайцы покрывают лаком, и клиент на месте не может их заметить. Проявляются трещины только через несколько сезонов, а иногда начинает «уходить» и цвет.

Поэтому, выбирая памятник из «черного гранита», вы можете поинтересоваться, откуда привезли материал. Помните, что лучший — из Карелии. Также следует знать, что камень — природный материал, он должен иметь текстуру и фактуру, он не может быть однородно черный, как пластик. Однородный черный цвет — показатель того, что над камнем поработали не природа, а люди.

В производстве памятников мы используем лабрадориты, кварцит и очень редко мрамор.

Лабрадорит имеет своеобразную текстуру — крупные кристаллы, — поэтому многие считают его эстетически непривлекательным.

Кварцит — очень дорогой материал с однородным глубоким малиновым цветом. Из малинового кварцита, например, мавзолей Ленина, саркофаг Наполеона. Но у нас кварцит мало популярен, поскольку очень дорого стоит и сложен в обработке.

Красный камень слева — гранит украинского происхождения. В центре — финский гранит «Аврора». Справа — карельский габбро-диабаз.

А мрамор просто не подходит для белорусского климата и нашей погоды. Его износостойкость даже ниже, чем у гранита. Плюс, со временем он начинает сыпаться и темнеть, белый мрамор становится серовато-грязного цвета.

Поэтому при выборе памятника с оптимальным балансом цены и качества обращайте внимание на гранит и габбро-диабаз.

Следите, чтобы на камне не было трещин, даже мельчайших!

Что касается выбора формы памятника, то здесь нужно помнить о толщине.

«Объясняю: камень — очень хрупкий материал. Если вы хотите высокий памятник, то и толщина должна быть соответствующей», — предупреждает начальник производства компании «Посткамень».

Еще лет семь назад минимальной считалась толщина плиты 6 сантиметров для метрового памятника. Сегодня с целью удешевления нередко плиты делают более тонкими: 5 см, иногда 4 см, и даже 3 см. Но тонкие плиты могут не выдержать нагрузки и сломаться просто под своим весом.

Плиты различной толщины на производстве.

Вообще-то, лучше всего, если плита имеет толщину даже не 6 см, а 8…10 см. Поэтому чтобы памятник простоял долгие годы, лучше выбрать надежную и простую толстую плиту, чем платить за изящные формы и украшения, но на плите тонкой.

Юрий Филиппов демонстрирует пилу, которой разрезают камень.

Мы на производстве распускаем блоки гранита на плиты различной толщины. А клиент может выбрать ту толщину, которую считает нужной.

Что касается скульптур и украшений, то здесь вариантов очень много. В компании «Посткамень», например, работают художники. Клиент может прийти со своей идеей, ее обсудят, посоветуют добавить что-либо или убрать, сделают 3D-проект памятника, чтобы клиент был уверен в своем выборе. Здесь очень важно, чтобы у художника был опыт работы с камнем и понимание, что из данного материала сделать можно, а что нет, ведь иногда люди приносят готовые проекты, которые из камня сделать попросту нельзя.

Кроме того, если клиент хочет заказать скульптуру из металла, «Посткамень» предлагает варианты мастерской, с которой поддерживает сотрудничество, или сводит клиента с мастерами, которые отливают такие скульптуры.

Часто люди заказывают не большие скульптуры, а бюсты и барельефы. Они дешевле. Но стоят все равно немало — барельеф обойдется в сумму от 500 до 1000 долларов. Плюс стоимость памятника.

Портреты сегодня гравируют на станках. Сначала портрет обрабатывает художник: он подчеркивает отдельные цвета и ретуширует детали, чтобы это хорошо выглядело на камне. Можно при необходимости изменить на портрете прическу, одежду.

Некоторые клиенты принципиально заказывают ручную работу, когда художник гравирует портрет вручную. Наши художники умеют и такое, но это, конечно, дороже, чем станок. Признаюсь, разницы между станком и рукой художника вы не заметите.

Фотокерамические портреты мы тоже делаем. Ведь на светлом камне гравировка просто не будет смотреться. Поэтому когда выбираете красный камень, например, то лучше заказывать фотокерамический медальон. Но гравировка «живет», конечно, намного дольше, чем фотокерамика.

Если говорить о моде на памятники, то своеобразные тренды действительно существуют.

В сегменте бюджетных памятников стали преобладать изящные формы. Они пришли к нам, когда начался импорт готовых памятников из Китая. Это и масса криволинейных элементов, и неправильная форма памятника, более замысловатая.

В дорогом сегменте рынка сегодня присутствует смесь итальянской моды и китайского влияния. В Италии очень развито ритуальное искусство. Фирма «Каджати», например, занимается бронзовыми аксессуарами. Она выпускает каталоги памятников, разработанных итальянскими дизайнерами, у них очень высокий художественный уровень — и такие памятники становятся все популярнее. 

В этом надгробии сочетается нескольких видов гранита, стела скомбинирована из нескольких элементов, массивная надгробная плита, много мелких элементов.

«Но люди могут заказывать памятники, ориентируясь на свою фантазию, — отметил Юрий Филиппов. — Мы производим и памятники из больших валунов, неправильной формы. Получается аутентичный и очень красивый памятник. Такое надгробие выделяется на кладбище.

Однажды клиент заказал надгробие в виде каменной бутылки. Изготовили. Правда, предысторию мы так и не узнали. А одному инженеру мебельного производства мы делали памятник в виде шкафа. Это была особая модель шкафа, которую в свое время разработал покойный, и она стала популярной.

К нам, в «Посткамень», приходят и христиане, и мусульмане, и иудеи. Памятники отличаются фактически только религиозными символами. Мусульмане и иудеи, наверное, консервативнее в выборе формы памятника. А католики реже заказывают портрет покойного на памятнике, но чаще — религиозные символы: образы Христа, Девы Марии».

Нередко клиенты просят сделать надпись на памятнике по-белорусски, часто даже белорусской латиницей.

Компания занимаемся и демонтажем памятников. Цены зависят от сложности.

Но чтобы не потребовалось памятник демонтировать, нужно ответственно подойти к его выбору.

Хорошо сделанный памятник из качественного камня фактически не нуждается в уходе, потребуется только уборка растительного мусора. За участком же следить надо тщательнее: в Беларуси на кладбище растут деревья, другие древесные растения. А люди часто смотрят на немецкие или итальянские кладбища, аккуратные, с ровным газоном и цветниками, и тоже хотят что-то подобное, но не думают, что за этим требуется постоянный уход. Поэтому если нет времени постоянно ухаживать за могилой, лучше заказывать закрытую плиту, а площадку замостить плиткой. Тогда и памятник будет хорошо смотреться.

«Посткамень» всегда открыт к сотрудничеству с общественно значимыми проектами. Именно «Посткамень» изготавливал надгробный памятник художнику Евгению Кулику, автору эталона герба «Погоня», а также установленный на Мядельщине камень памяти поэта Максима Танка.

«Если нам предложат какой-то социально значимый проект, мы всегда готовы к обсуждению, можем пойти навстречу и предоставить особые условия или поучаствовать в благотворительности. Все зависит от проекта, но социально значимые инициативы мы всегда готовы поддержать» — завершил свой рассказ Юрий Филиппов.

Партнерский материал с компанией «Посткамень»

nn.by

Хочешь поделиться важной информацией
анонимно и конфиденциально?

Клас
Панылы сорам
Ха-ха
Ого
Сумна
Абуральна
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера
Чтобы воспользоваться календарем, пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера